Вы уже научились пускать двигатель, уверенно трогаться и останавливаться. Настало время перейти к тому, что требуется на экзамене ГИБДД по вождению. То есть освоить фигурное вождение («фигурку») — набор упражнений на площадке для учебной езды с разметкой и специальным оборудованием.
Упражнения для обучения вождению
Габаритный коридор и габаритный полукруг
Габаритная восьмерка
Габаритная змейка, колейная доска и коридор для движения с малой скоростью
Навыки, приобретенные на площадке, важны и в повседневной езде. Во время обучения «змейке» и другим фигурам, приходится и наклонять мотоцикл и немного тормозить в повороте, вырабатывается координация угла наклона, скорости и траектории. Кроме того, приходит навык выравнивания мотоцикла, (т. е. приведение его в более вертикальное положение) при торможении в повороте.
Набор упражнений включает выполнение отдельных фигур:
«колейная доска» имитируется полосой на асфальте. Задача — не съехать с «доски» ни передним, ни задним колесом; «габаритный полукруг» обозначен разметкой по двум окружностям. На въезде (и, соответственно, на выезде) стоят два ограничителя. Нужно, не сбив их, проехать круг по часовой стрелке. Здесь, как и в других упражнениях, нельзя заезжать колесами (одним или обоими) на ограничительные линии; «габаритная змейка» образована пятью точками (обычно используют старые автомобильные покрышки), расположенными посередине ограничительного коридора. При въезде на «змейку» первая точка должна остаться справа; «габаритная восьмерка» состоит из двух кругов тех же размеров, что и «габаритный полукруг». Проходить «восьмерку» можно в любом направлении, все равно получится так, что один круг вы проедете по часовой стрелке, а другой — против. Выполнив это упражупражнение (и не сбив на входе и выходе ограничители), требуется на прямом участке разогнаться, чтобы включить 2-ю и 3-ю передачи, а затем перейти обратно на 1-ю; «габаритный коридор» образован двумя рядами ограничителей. Проезжая по нему, нужно не только не выехать за габариты, но и показать левый поворот. Делается это левой рукой, вытянутой в сторону. Держать ее в этом положении следует на протяжении 2/3 длины «коридора»; «линия финиша» завершает фигуры. Перед этой линией тоже обозначен коридор, в пределах которого следует остановить мотоцикл. На этом последнем, казалось бы простом, упражнении сначала нужно показать левой рукой сигнал торможения (рука поднята вверх и чуть влево; если смотреть со спины, — показывающая на воображаемом циферблате на 11 ч.). Затем остановиться, «поймать» «нейтраль» и показать, что вы это сделали, подняв обе руки. Как показывает практика, самыми сложными считаются «полукруг», «восьмерка» и «змейка». Для успешного проезда важно использовать правильные траектории захода на каждую фигуру. Типичная ошибка на «круге» — когда ученик направляется прямо ко входу в «круг». Здесь он должен повернуть почти на 90°, а места для этого нет. В итоге он либо сбивает входной ограничитель, либо заезжает за линию внутренней окружности. Чтобы избежать этого, маневр нужно делать, используя всю свободную часть площадки. В начале движения, как по «полукругу», так и по «восьмерке», ведите переднее колесо на расстоянии 10–15 см от наружной окружности. Это обеспечит максимально возможный радиус поворота без риска сбить ограничитель или выехать за линию разметки. Удерживать равновесие будет легче, так как скорость будет выше, а угол поворота руля и наклон мотоцикла уменьшатся.
Схема прохождения «габаритного полукруга»
а — правильный заход в круг; б — неправильный заход в круг; в — выезд за линию
На «змейке» по тем же соображениям старайтесь ехать, используя всю ширину ограничительного коридора. Чем прямее траектория «змейки», тем труднее будет проехать последние ограничители, не задев их.
Схема прохождения «габаритной змейки»
а — правильная траектория прохождения «змейки»; б — неправильная траектория; в — наезд на ограничитель
Проезжая на мотоцикле «полукруг», «змейку» и «восьмерку», пробуксовывайте сцеплением, как при троганье. Полувыжатое сцепление нейтрализует всю вашу «грязную» работу «газом», смягчает ошибки, позволяет ехать плавно, без рывков, без опасности заглохнуть и поддерживать именно ту скорость, на которой вы лучше держите равновесие. Если почувствовали, что мотоцикл слишком разогнался, притормозите, буксующее сцепление поможет и здесь.
Особенности требований ПДД к мотоциклам
Согласно подавляющему большинству пунктов Правил дорожного движения (ПДД), водители мотоциклов должны действовать так же, как и водители других транспортных средств. Однако в ряде пунктов ПДД есть отличия. Прежде всего, мотоциклы в п. 1.1 выделены в отдельную категорию. В последней редакции Правил (действующей с 1994 г.) к мотоциклам отнесли и четырехколесные механические транспортные средства массой в снаряженном состоянии до 400 кг. До этого мотоциклами считались только двух- и трехколесные. Изменение позволило легализовать четырехколесные мотоциклы, сертифицированные для езды по дорогам общего пользования. Поскольку все зарубежные четырехколесные мотоциклы такого права не имеют, то это исключение предназначено для российских моделей «ЗДК-4ШП», «Рысь» и украинского «ЗиМ-350».
В указанном пункте, если его внимательно читать, ограничение по массе касается только трех- и четырехколесных мотоциклов. И это правильно, ведь в мире существует несколько распространенных двухколесных моделей, масса которых превышает установленный лимит (например, Хонда Gold Wing).
По умолчанию в категорию «мотоцикл» попадают скутеры с рабочим объемом двигателя выше 50 см3 , а также любое средство рабочим объемом до 50 см3 с максимальной конструктивной скоростью выше 50 км/ч. Все, что едет медленнее и меньше по рабочему объему, относится к мопедам. Кстати, раньше скоростной границей между видами транспортных средств были 40 км/ч.
Управлять мотоциклом, как и мопедом, разрешается с 16 лет, после получения водительского удостоверения категории «А». В отечественных ПДД нет ограничений на управление разными категориями мотоциклов в зависимости от стажа и возраста водителя, а также рабочего объема и мощности двигателя.
В п. 1.1 также оговорено, что водитель, ведущий мотоцикл или мопед, приравнивается в своих правах к пешеходу. Это очень важное положение, помогающее «отбиться» от штрафа во многих случаях: при парковке на тротуаре, движении под запрещающий знак, по пешеходному переходу или через железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме... Однако, в отличие от настоящих пешеходов, вне населенных пунктов «мотопешеход» обязан двигаться только по направлению движения транспортного потока (п. 4.1).
В п. 2.1.2 оговаривается обязательное использование водителем и пассажиром мотоцикла шлемов. При этом шлем должен быть мотоциклетным (а не строительным, велосипедным, для танкистов или летчиков) и должен быть застегнут. Соответствие каким-либо стандартам, срок годности, состояние и внешний вид шлемов не оговариваются.
Максимальная скорость мотоциклов ограничена 90 км/ч на всех дорогах (п. 10.3), в том числе на автомагистралях, где машинам можно «официально» разгоняться до 110 км/ч. Это не так уж плохо, если вспомнить времена, когда мотоциклистов дискриминировали, урезав им максимальную скорость до 70 км/ч. Зато мотоциклисты имеют узаконенное преимущество при парковке: мотоциклы (одиночки) можно ставить в два ряда (п. 12.2). Мотоциклисты также должны подчиняться требованию знаков 7.6.1–7.6.9. «Способ постановки транспортного средства на стоянку».
С момента выхода последней редакции ПДД в России на мотоциклах и мопедах в светлое время суток требуется включать ближний свет фар (п. 19.5). По данному пункту нет никаких скидок в отношении старых мотоциклов с электрооборудованием на 6 В и маломощными генераторами. Также нет исключений и для трех- и четырехколесных мотоциклов, хотя, казалось бы, они по габаритам мало уступают легковым автомобилям и хорошо заметны на дороге.
Пункт 20.4 запрещает буксировку мотоциклами без бокового прицепа, а также буксировку таких мотоциклов. Требование понятно; о том, что может произойти при его нарушении, подробно рассказано в гл. 7. Возрастной ценз обучающихся езде на мотоцикле установлен в 14 лет (п. 21.4), а управлять мотоциклом, как и мопедом, можно с 16 лет (24.1). Несколько особенностей и в разделе, касающемся перевозки пассажиров (п. 22.8). Их запрещается возить вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения (например, на топливном баке или в кузове грузового мотороллера). На заднем сиденье нельзя перевозить детей до 12-летнего возраста, а вот на сиденье коляски можно, ограничений по возрасту (и по количеству) нет. Лишь бы все были в застегнутых шлемах. Правда, найти шлемы для детей непросто...
Для мотоциклистов есть особый знак 3.5. «Движение мотоциклов запрещено». А вот мопедам здесь ехать можно, если нет дополнительно знака 3.9. «Движение на велосипедах запрещено».
Несколько слов о «дискриминации» водителей мопедов (а значит, и скутеров-«полтинников», попадающих в эту правовую нишу). Им запрещено выезжать на автомагистрали, а там, где ехать разрешено, надо двигаться только в один ряд и по крайней правой полосе или обочине (п. 24.2). Пункт 24.3 запрещает снимать руку с руля (обе — тем более), перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье с подножками. Если рядом проходит велосипедная дорожка (о чем информирует знак 4.5. «Велосипедная дорожка»), водитель мопеда обязан ехать только по ней. Но самое главное ограничение — нельзя разворачиваться и поворачивать налево на дорогах, имеющих больше одной полосы в каждом направлении, или с трамвайными путями посередине.
Еще особенности управления мопедом — нельзя буксировать велосипедистов или принимать подобную помощь от них (п. 24.3), при пересечении велодорожки с проезжей частью всегда уступать путь (п. 24.4).
Изучение Правил дорожного движения
Для подготовки к сдаче теоретического экзамена одних Правил дорожного движения недостаточно, обязательно должны быть экзаменационные билеты. Необходимо знать все ответы на вопросы, так как на самом экзамене разбираться и думать некогда, времени очень мало: в билетах 20 вопросов, при этом на поиск всех ответов дается 20 мин. На экзамене вы имеете право на две ошибки. Подготовленному человеку, как показывает практика, достаточно пяти минут, чтобы ответить, а неподготовленному не хватит и всех двадцати. Так что обязательно приобретите билеты!
Внимательно читайте Правила и делайте для себя заметки в тетради, на что обратить внимание. Первая серьезная тема — термины. Здесь важны формулировки: «обгон», «остановка», «стоянка», «главная дорога», «населенный пункт», «полная масса» и другие. По населенным пунктам, например, нужно знать, чем обозначенные белыми знаками 5.22–5.23 отличаются от обозначенных синими знаками 5.24–5.25. Подвох в том, что в первом случае действуют все ограничения, присущие населенным пунктам, а во втором — нет, как будто вы находитесь вне его.
По общим обязанностям водителей обратите внимание на то, когда водитель может не пристегиваться ремнями безопасности, и на те случаи, когда и кому нужно предоставлять свое транспортное средство. В разделе «Применение спецсигналов...» обязательно разберитесь, где водители должны просто уступить дорогу транспортным средствам с проблесковыми маячками красного и синего цветов, а где остановиться.
Очень каверзный раздел, в котором часто путаются, — сигналы регулировщика.
Основные сигналы регулировщика
а — руки вытянуты в стороны или опущены: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено; б — правая рука вытянута вперед: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
в — рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 ПДД (невозможность остановиться, не прибегая к экстренному торможению)
Большой раздел — «Дорожные знаки». Обратите внимание на новые знаки для транспортных средств с опасными грузами. Изучая предупреждающие знаки, запомните способы их установки, особенно перед железнодорожными переездами. Целый «букет» знаков заготовлен в Правилах для установки вне населенных пунктов (от 1.1 до 1.4.6). Запрещающие знаки надо осилить честно и no порядку. Изучайте внимательно, особенно исключения, которых очень много. Запомните зоны действия знаков 3.16, 3.27–3.30.
Разберитесь со знаками предписывающими (4.1.1–4.1.6, 4.4) и информационно-указательными (5.1, 5.3, 5.9, 5.11.1–5.11.2). Здесь надо не забыть, что поворот налево запрещен у знаков 5.30.1–5.30.3. Обратите внимание на таблички 7.6.1–7.6.9, их применение и значение.
Не путайте пересечение с велосипедной дорожкой (квадраты) с регулируемым пешеходным переходом (прерывистая широкая линия). Еще запомните, как пользоваться аварийной световой сигнализацией и знаком аварийной остановки. Основная мысль раздела «Начало движения, маневрирование»: перед тем как трогаться или поворачивать, надо убедиться в безопасности, а если она не обеспечена, то ехать нельзя.
Также усвойте «помеху справа», подачу предупредительных сигналов, пользование полосой разгона и торможения, запомните места, где запрещен разворот. Изучая расположение транспорта на проезжей части, обратите особое внимание на п. 9.4, особенно на его вторую часть, а также на движение по трамвайным путям и тротуарам. Чтобы выучить разрешенные скорости движения, удобно пользоваться таблицей Разрешенные скорости движения, км/ч. И знать ее нужно, как таблицу умножения.
По обгону обычно затруднений не бывает, но не упустите требований к движению тихоходных машин вне населенных пунктов и на встречный разъезд. А вот в разделе «Остановка и стоянка» важно все. Часто путают места, где запрещена только стоянка, с местами, где запрещена и остановка, и стоянка вместе, а также где разрешается остановка и стоянка слева.
Важнейший раздел — «Перекрестки». Выучить нужно каждый пункт, после чего решать из билетов задачи по проезду перекрестков. Только так можно закрепить знания. Несколько раз повторите п. 13. Чему подчиняться, если на перекрестке висят знаки приоритета и стоят светофоры? Ответ — светофору. А зачем знаки приоритета? На случай если светофор сломается или ночью будет переключен в режим мигающего желтого сигнала.
Чтобы правильно ответить на вопросы об основах безопасности движения по дорогам, необходимо понять суть происходящих процессов. Причем многие вопросы про автомобили, грузовики и автоцистерны ставят в тупик мотоциклистов. Рассмотрим несколько ситуаций.
Первая — движение на подъем. Чем удерживать автомобиль при остановке на подъеме? Стояночным («ручным») тормозом. Если двигатель выключен, необходимо включить передачу. Двигаясь на подъем, старайтесь разогнаться заранее. Если чувствуете, что автомобиль или мотоцикл замедляется, (двигатель не «тянет»), то быстро переходите на пониженную передачу, вплоть до первой.
Вторая ситуация — движение на спуск. Если он не очень крутой, дорога прямая и хорошая, то можно включить «нейтраль» и спокойно скатиться вниз. Но крутой спуск опасен. Прежде всего, тем, что все время необходимо притормаживать. Длительное торможение опасно перегревом тормозов и их отказом. Следовательно, на спуске надо двигаться на передаче, причем чем круче спуск, тем «ниже» должна быть передача.
Третья — прохождение поворотов. Перед ними необходимо снизить скорость — тормозами или пониженной передачей, если нужно — включить «мигалку». Двигаясь по кривой, желательно не тормозить и не «газовать». Оба эти действия снижают устойчивость транспортного средства. Наилучший вариант движения в повороте — на передаче с постоянной небольшой скоростью. В билетах есть вопрос: какой грузовой автомобиль более устойчив в повороте — порожний или груженый? Ответ — более устойчив порожний, так как центр тяжести его ниже. Или: какая цистерна более устойчива против опрокидывания — заполненная полностью или наполовину? Правильный ответ — полная, ведь в повороте под действием сил инерции в наполовину заполненной цистерне жидкость перетекает к краям, смещая центр тяжести, что резко снижает устойчивость. И еще один вопрос о поведении в повороте прицепа автопоезда: смещается он или нет? Конечно смещается; притом к центру поворота.
В билетах встречаются вопросы о движении по скользкой дороге. Чем она опасна? Высока вероятность возникновения заноса, причиной которого являются резкое маневрирование, торможение или ускорение. На скользкой дороге нужно двигаться, не выключая передачу, с постоянной (небольшой) скоростью, по возможности избегая резких действий. Если нужно тормозить — используйте двигатель, сбросив «газ» и переключая передачи с высших на низшие.
Помимо основных ситуаций в билетах встречаются разрозненные вопросы. Например: что делать после преодоления глубокого брода? Ответ: сушить тормоза, нажимая и отпуская тормозную педаль и рычаг. Как влияет торможение юзом на тормозной путь? Ответ: тормозной путь увеличивается. Ведь при движении юзом колесо не крутится и касается дороги в одной точке. Из-за трения возникает тепло, резина оплавляется и выполняет роль смазки. От этого появляется черный след на асфальте. Наименьший тормозной путь будет на грани юза. Еще вопрос: чем отличается тормозной путь от остановочного? Представим себе, что водитель увидел препятствие. Действовать он начинает не сразу. Есть такое понятие, как время реакции. Это доли секунды, но мотоцикл упевает проехать какой-то путь. Далее водитель нажал на педаль и рычаг; и мотоцикл, пройдя какое-то расстояние, остановился. Так вот, путь, пройденный транспортным средством с момента нажатия на педаль тормоза до остановки, называется тормозным, а с момента обнаружения опасности до остановки — остановочным. Экзаменуемые спотыкаются на вопросе: чем опасно резкое открытие дроссельной заслонки карбюратора на скользкой дороге? Недоумение у многих вызывает термин «дроссельная заслонка карбюратора» — ведь все привыкли к разговорному термину «ручка газа». По сути, открыть дроссельную заслонку — то же, что дать «газ». Следовательно, чем может быть опасна резкая «прогазовка» на скользкой дороге? Конечно заносом. Еще вопрос: какие колеса автомобиля (мотоцикла) более склонны к затормаживанию на юз? Ответ — задние, потому что при под действием сил инерции происходит перераспределение масс и так называемый «клевок». Передние колеса догружаются, а задние разгружаются и пытаются оторваться от земли. Быстрее пойдут юзом менее нагруженные задние колеса.
Вопросы по оказанию первой медицинской помощи несложные; к тому же многие изучали их на различных курсах или даже в школе. В экзаменационные билеты включены также вопросы по законодательству в части безопасности дорожного движения, по уголовной и административной ответственности водителя.
В подготовке к экзамену главное — решение задач по экзаменационным билетам. Отвечайте на вопросы по билетам и сверяйте ваши ответы с правильными, перечень которых прилагается к комплекту билетов. Если ваш ответ неверный — открывайте Правила и ищите объяснение там. Таким образом, нужно npoрешать билеты по 3–4 раза. Если вы делаете одну ошибку в билете, не следует идти на экзамен, лучше позаниматься еще: ведь из-за волнения результат будет еще хуже.
Сдача экзаменов
Первый экзамен — теоретический, его принимает компьютер. Из нескольких (от 2 до 5) предложенных ответов нужно выбрать один. Предусмотрена страховка от случайного нажатия кнопки: она срабатывает, только когда на нее нажмешь дважды. Возможна сдача экзамена на бумаге — крестиками отмечаются верные ответы.
Если возникнет проблема, например, плохо пропечатан текст или рисунок вопроса, надо спокойно поднять руку и позвать экзаменатора. После ответа на все 20 вопросов, если вы сделали не более двух ошибок, загорится зеленая лампочка «сдал», а если более, то красная — «не сдал». Иногда кажется, что аппарат сработал неправильно. Экзаменатор в таком случае может при вас проверить его работу, и, если он сработает без сбоев, спорить бесполезно. Лучше спокойно уйти и повторить попытку через положенные 5 дней. Если вы не сдали и во второй раз — это не случайность, а следствие плохой подготовки.
Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна три месяца, в течение которых вы должны подтвердить свои навыки управления мотоциклом.
На экзамене по вождению использованы описанные выше «восьмерки», «змейки», «колейная доска» и прочие фигуры (см. рис. Упражнения для обучения вождению, Схема прохождения «габаритного полукруга», Схема прохождения «габаритной змейки»). Вы должны показать следующие навыки управления мотоциклом: ездить по заданной траектории, ускоряться, используя передачи; ездить медленно, подавать сигналы поворота рукой, останавливаться, включать нейтральную передачу. Кандидат в водители обязан проехать на мотоцикле экзаменационную трассу и выполнить три комбинации упражнений. Определены типовые ошибки, за совершение которых начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.
Грубыми ошибками считаются: если экзаменуемый отклонился от заданной траектории; сбил элементы или пересек линию разметки; коснулся ногой поверхности площадки; не подал рукой сигнал поворота; остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией «Стоп» или пересек ее.
Ошибки средней тяжести: если на старте у мотоцикла заглох двигатель; если экзаменуемый подал сигнал с опозданием, неправильно пользовался передачами; не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе; не выполнил временной норматив при движении с малой скоростью.
Мелкие ошибки: экзаменуемый не подал сигнал о начале торможения; резко затормозил перед линией «Стоп» (блокировка колеса); не выключил свет фары после остановки.
Оценку «выполнил» вы получите, если при езде не допустите ошибок или наберете менее 5 штрафных баллов. Заветную оценку «сдал» за вождение получат только успешно выполнившие все три задания.
Для отдельных категорий граждан есть исключение. По решению главного государственного автомобильного инспектора допускается использование на экзамене мотоциклов с боковым прицепом. В этом случае испытательные упражнения те же, только экзаменатор убирает с площадки разметочные конусы.