Система освещения. Система освещения мотоциклов включает в себя фару или фары (с дальним и ближним светом и лампой стояночного света), задний фонарь с лампой габарита и освещения номерного знака, переключатели на руле.
Схема системы освещения, распространенная на европейских мотоциклах
1 — лампа дальнего/ближнего света фары; 2 — габаритный огонь фары; 3 — предохранитель; 4 — переключатель света на правой рукоятке руля; 5 — лампа габаритного света заднего фонаря; 6 — замок зажигания;
7 — выпрямитель и регулятор напряжения; 8 — альтернатор; 9 — лампа подсветки спидометра; 10 — лампа-индикатор включения дальнего света; 11 — переключатель света на левой рукоятке; 12 — аккумуляторная батарея
Фара служит для освещения дороги перед мотоциклом. Она размещена в передней подрессоренной части мотоцикла и может быть как неподвижной относительно рамы, так и поворачиваться вместе с рулем.Состоит фара из корпуса (обычно с ободком), рефлектора с установленной в его центре двухнитевой лампой и стекла (рассеивателя). Также в корпусе фары устанавливают маломощную лампу стояночного света. В задней части мотоцикла (обычно на крыле) устанавливают фонарь с комбинированными огнями: сигналом торможения и габаритным огнем (красного цвета) и подсветкой номерного знака. Кроме того, на заднем фонаре устанавливают световозвращатель красного цвета.
Система освещения может работать в трех режимах: включены габаритные (стояночные) огни, ближний или дальний свет фары. Согласно требованиям ПДД при движении мотоцикла постоянно должен быть включен ближний свет фары.
Изменение режимов работы системы освещения производится переключателями на руле. Переключатель на правой рукоятке руля имеет режимы: «Свет выключен», «Стояночный свет», «Свет фары». На левой рукоятке руля имеется переключатель режимов: «Дальний свет» — «Ближний свет». Иногда также на левой рукоятке устанавливают кнопку светового сигнала — кратковременного включения дальнего света.
Лампы фары обычно двухнитевые, унифицированные с автомобильными, мощностью 55 Вт и выше. Тип и мощность ламп устанавливается заводом-изготовителем, применение других (более мощных) ламп не допускается из-за нарушения теплового режима фары. Все более широкое распространение получают галогенные лампы. Нить дальнего света лампы находится в оптическом фокусе рефлектора, который создает практически параллельный пучок лучей, освещающий дорогу на расстоянии до 100 м. Нить ближнего света помещают не в фокусе или закрывают ее снизу (внутри лампы) специальным экраном. Вследствие этого пучок лучей направлен вниз и освещает ближнюю часть дороги. Кроме того, рассеиватель, установленный перед лампой, имеет обычно несимметричный рисунок, из-за чего правая часть дороги (и обочина) освещены на большее расстояние, чем левая. Фары современных российских мотоциклов имеют в этом режиме асимметричное светораспределение.
Лампа дальнего/ ближнего света фары с экраном
а — общий вид; б — дальний свет; в — ближний свет; 1 — экран; 2 — нить ближнего света; 3 — нить дальнего света
В других световых приборах применяют однонитевые лампы различной конструкции.
Выключатель зажигания служит для прерывания электрического тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания («Иж», «Урал») или замыкания на «массу» («Минск», ЗиД). Кроме того, у некоторых мотоциклов выключатель зажигания выполняет функции выключателя света и противоугонного устройства (в других случаях противоугонное устройство монтируется на рулевой колонке и блокирует руль в повернутом положении). На правой рукоятке руля всех современных мотоциклов имеется аварийный выключатель двигателя («Stop»).
Основная неисправность системы освещения — отсутствие света — вызвана ненадежностью контактов в соединениях, обрывом цепи (например, в результате короткого замыкания). Возгорание проводки при коротком замыкании предотвращают плавкие предохранители. С оценки их состояния и следует начинать поиск неисправности системы электрооборудования.
Система световой и звуковой сигнализации. В систему сигнализации входят сигнал торможения, указатели поворотов, звуковой сигнал, переключатели. Также на мотоциклах устанавливают контрольные приборы: спидометр, тахометр, контрольные лампы (дальнего света, нейтрального положения КП, указатели поворотов). Кроме того, могут устанавливаться указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, лампы разряда аккумуляторной батареи, низкого уровня и давления масла, перегрева двигателя. У современных мотоциклов контрольные приборы объединяют в один блок, нередко в виде дисплея на жидких кристаллах.
Указатели поворотов включаются и выключаются рычажком на левой рукоятке руля (на некоторых зарубежных моделях выключатель есть на каждой рукоятке). Управляет работой передних и задних ламп, соединенных параллельно, электронное (реже электронно-механическое) реле.
Кнопка включения звукового сигнала расположена на руле слева. Сам сигнал (электрический вибрационный) установлен в открытом пространстве передней части мотоцикла. При нажатии кнопки включения сигнала ток проходит через обмотку сигнала и магнитный сердечник притягивает к себе мембрану. Последняя прогибается, одновременно размыкая контакты и разрывая цепь, после чего сердечник размагничивается, и мембрана возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты. Этот колебательный процесс, сопровождаемый генерированием звуковых волн, продолжается до тех пор, пока нажата кнопка сигнала. Сила звука (тональность) регулируется винтом, расположенным на задней стенке корпуса или в центре мембраны.
Звуковой вибрационный сигнал (а) и схема его включения (б)
4 — предохранитель; 5 — замок зажигания; 6 — лампа сигнала торможения в заднем фонаре
Другие системы. Кроме перечисленного, у современных мотоциклов к электрооборудованию относятся системы электропуска двигателя, антиблокировочные и противобуксовочные, системы управления двигателем, вспомогательные.
Электростартер состоит из электродвигателя постоянного тока и механизма привода. В состав стартера также могут входить тяговое реле и дополнительный редуктор планетарного типа, муфта свободного хода.
Тяговое реле обеспечивает ввод шестерни стартера в зацепление с венцом маховика и одновременно подключает обмотки электродвигателя к аккумуляторной батарее.
Во избежание поломки деталей стартера после пуска двигателя необходимо разобщить его ротор и коленчатый вал. Для этого в конструкции привода предусмотрена муфта свободного хода. На мотоцикле «Урал-Волк» применена муфта свободного хода роликового типа. При включении электростартера наружная ведущая обойма проворачивается относительно внутренней, связанной с неподвижным коленчатым валом. Ролики под действием пружин и сил трения между ними и обоймами перемещаются в узкую часть клиновидного пространства обоймы и заклинивают муфту. После пуска двигателя ролики, сжимая пружины, переходят в широкую часть клиновидного пространства обоймы и разобщают обоймы.
Муфта свободного хода
1 — корпус муфты; 2 — ролик; 3 — толкатель; 4 — пружина Большинство зарубежных мотоциклов имеют электростартеры со встроенными планетарными редукторами, которые позволяют увеличить передаточное отношение в 10 и более раз. На мотоциклах с малыми рабочими объемами двигателя применяются инерционные механизмы ввода шестерни стартера.