Suzuki, как и Toyota, не всегда была автомобильным производителем; она
тоже начала свою историю с ткацких станков. В 1909 году Мичио Сузуки
(Michio Suzuki) основал завод по производству станков для текстиля в
деревушке Хамаматсу, префектура Шизуока (той самой, откуда родом был
Соичиро Хонда). В 1920 году компания Suzuki Loom Company была
реорганизована, получила название Suzuki Loom Manufacturing Co., и
Мичио Сузуки стал ее президентом.
Производство станков успешно развивалось и росло; Сузуки даже получил
правительственную награду за выпуск моделей, опережающих по своим
характеристикам английские и голландские станки. Но, несмотря на успех
своих станков, Сузуки принял решение: его компания должна развиваться и
в других направлениях. В частности, было решено создать небольшой
автомобиль. В 1937 году началась работа в этой области, и в 1939 году
были созданы несколько прототипов компактных автомобилей; они были
оснащены новаторскими на то время 4-цилиндровыми, 4-тактными
двигателями с водяным охлаждением, мощностью 13 л.с. и объемом меньше
800 куб.см. Но этим прототипам не было суждено пойти в серию –
надвигалась Вторая мировая война, и правительство объявило гражданские
легковые автомобили предметом далеко не первой в данный момент
необходимости.
После войны Сузуки снова вернулся к выпуску ткацких станков. Так как
оккупационные власти поощряли ввоз хлопка в Японию и увеличивалось
количество заказов от японских производителей текстиля, дела Сузуки шли
в гору - пока в 1951 году хлопковый рынок не пережил кризис.
Столкнувшийся с огромными трудностями Сузуки вновь задумался об
автомобилях; точнее, на тот момент он думал о мотоциклах. В 1952 году
вышла разработка Сузуки – его первый мотоцикл Power Free с весьма
оригинальной конструкцией: помимо двухтактного двигателя объемом 36
куб.см он был оснащен еще и педалями, которыми можно было
воспользоваться, помогая двигателю. Система была настолько удачной, что
правительство выделило Сузуки финансовую субсидию для продолжения
разработок. И в 1953 году был выпущен Diamond Free – мотоцикл с
двухтактным двигателем объемом 60 куб.см, выигравший в своем классе
гонку Mount Fuji Hill Climb. Так началась история бесчисленных побед
Suzuki в мотоспорте. Уже в 1954 году компания производила 6000
мотоциклов в месяц и сменила свое название на Suzuki Motor Co., Ltd.
Через год компания приступила к выпуску автомобилей, представив свою
первую модель – компактную малолитражку Suzulight с такими новшествами
(для своего времени), как передний привод, независимая подвеска и
рулевой механизм реечного типа. В 1955 году было продано 14 таких
машин.
В 1961 году завершилось строительство фабрики Тайокава, в продажу
поступил легкий грузовик Suzulight Carry. Через год в гонке Isle of Man
в классе 50сс победил мотоцикл Suzuki, а в 1963 году компания пришла на
американский рынок – в Лос-Анджелесе открылось ее представительство -
U.S. Suzuki Motor Corp. Мотоциклы Suzuki быстро завоевали успех в США.
А в 1965 году компания начала осваивать еще одну сферу – лодочные
моторы, выпустив D55 – двигатель мощностью 5,5 л.с. В дальнейшем
расширялся модельный ряд автомобилей Suzuki: 1967 год – легковой
Fronte, 1968 – грузовик Carry Van, 1970 – полноприводной Jimny, успешно
выпускающийся и по сей день.
1971 год – выпущен мотоцикл GT750, ставший массовым и весьма
популярным. В мировом чемпионате по мотокроссу, в котором долго
лидировали европейцы, пилот Роджер ДеКостер одержал победу на мотоцикле
Suzuki в классе 500сс. В 1973 году открылось представительство Suzuki в
Канаде, в 1974 – совместное предприятие по производству запчастей в
Индонезии, а в 1975 – сборочное предприятие на Филиппинах. В том же
1975 году Suzuki совершила эксперимент, установив на мотоцикл роторный
двигатель Ванкеля. Так появился Suzuki RE5, который выпускался весьма
недолго и впоследствии стал предметом коллекционирования. В 1978 году
президентом компании стал Осаму Сузуки, а в 1979 была представлена
модель Alto.
К началу 1980-х годов Suzuki заняла на рынке твердую позицию
производителя мощных, надежных, быстрых мотоциклов, продающего полную
линейку двухтактных двигателей – мощностью от 2 до 225 л.с. На свои
лодочные моторы компания предоставляла трехлетнюю гарантию – самую
длинную из когда-либо предлагаемых на них. 1981 год – подписано
соглашение с General Motors и Isuzu Motors; выпущен мотороллер Gemma с
двигателем в 50 куб.см; представлен усовершенствованный вариант Jimny,
который на протяжении ряда лет успешно экспортируется во многие страны.
1982 год – Suzuki начинает выпускать 4-колесные вездеходы; первым
вездеходом становится QuadRunner LT125. Компания получает кубки
производителя в Motocross Grand Prix 500 (уже в 6-ой раз) и в World
Road Race Grand Prix 500 (7-ой раз подряд). Начинается производство в
Пакистане. В 1983 году на рынок выпускается легковой автомобиль Cultus
(Swift) с литровым двигателем. Присутствие Suzuki на международном
рынке расширяется – открывается завод в Индии, в следующем, 1984 году –
Новая Зеландия, Франция, Германия, а в 1985 году – Испания и США, где
была основана компания Suzuki of America Automotive Corp., начавшая
выпуск автомобилей Suzuki (до этого американцы знали Suzuki только как
компанию, выпускающую мотоциклы). Это был большой прорыв; американцы
оценили компактные, практичные автомобили с повышенной проходимостью;
продажи Suzuki исчислялись сотнями тысяч. В 1986 году Suzuki выпустила
мотоцикл, ставший настоящим символом и будущим победителем гонок –
GSX-R 750, а в 1987 году началось производство модели Cultus в
Колумбии. Общее количество экспорта автомобилей достигло в тот момент 2
миллионов единиц. В 1988 году появилась такая известная модель Suzuki,
как Escudo (Vitara), оснащавшаяся 1,6-литровым двигателем мощностью 95
л.с. и полным приводом.
1990-е годы начались с изменения названия компании на Suzuki Motor
Corporation. Модельный ряд обновился и расширился: в 1991 году начался
выпуск маленького 2-местного автомобиля Cappuccino. Было подписано
соглашение с Daewoo по производству автомобилей в Корее. 1993 год –
появление модели Wagon R, начало производства и продаж в Египте,
подписание контракта об открытии совместного предприятия в Китае,
открытие завода в Венгрии. В следующем, 1994 году общее количество
выпущенных в Японии автомобилей достигло 10 миллионов. В 1995 году
вышли новые модели – субкомпактный легковой автомобиль Baleno,
построенный на шасси Vitara полноприводной X-90, а также велосипед с
электроприводом LOVE. 1997 год – появление модели Wagon R Wide (Wagon
R+) – однолитрового субкомпактного автомобиля, продававшегося
количеством около 250000 единиц в год; 1998 год – модели Kei и Grand
Vitara (для зарубежных рынков), 1999 год – 7-местный Every+. Общее
количество выпущенных к 1999 году мотоциклов достигло 40 миллионов. В
том же 1999 году было подписано деловое соглашение с Fuji Heavy
Industries.
К 2000 году Suzuki достигла 12-го места среди автопроизводителей мира с
величиной продаж около 1,8 миллиона единиц в год, а также стала самой
быстроразвивающейся японской автомобильной компанией в США, с
увеличением продаж на 22% в год. Отметив свою 80-ую годовщину, компания
сменила президента (им стал Масао Тода), основала фонд образования и
культуры, выпустила на рынок новые модели – Wagon R Solio и Grand
Escudo. А в 2001 году на американский рынок вышла новая модель –
7-местный внедорожник XL-7, самый большой по размерам автомобиль
Suzuki. В Японии же были представлены легковой Aerio с двигателем 1,5
л, Aerio Sedan, 7-местный Every Landy с двигателем 1,3 л, а также
мини-кар MR Wagon. Компания отказалась от использования свинца при
окраске автомобилей и мотоциклов. Кроме автомобильной продукции, были
выпущены новые модели мотоциклов – большой 1,2-литровый GS1200SS,
400-кубовый Intruder Classic в американском стиле, GSX1400 и другие.
Был анонсирован продукт совместной работы Suzuki и General Motors –
Chevrolet Cruze, а также достигнуты соглашения с Kawasaki и Nissan.
2002 год – появление модели Jimny Sierra, мини-кара Alto Lapin, начало
экспорта Chevrolet Cruze.
Сегодня основной сферой деятельности компании остаются компактные и
малолитражные автомобили. Плюс мотоциклы, лодочные моторы, силовая
продукция и даже такие товары, как инвалидные коляски с
электроприводом. Автомобили Suzuki выпускаются во многих странах мира;
по общему количеству их выпуска Suzuki удерживает 11-ое место в мире и
5-ое в Японии (с годовым объемом производства около 900.000 машин).
Мотоциклы Suzuki продаются количеством около 2000000 в год и пользуются
заслуженной популярностью во всем мире. Компания, когда-то состоявшая
из маленькой группы энтузиастов, сейчас насчитывает около 15000
сотрудников во всем мире; продукция Suzuki продается в более чем 190
странах.