1917: Макс Фриц - прародитель концепции привода оппозитных BMW Начало
было положено событием, которое произошло 2 января 1917 года: в этот
день 33-летний дипломированный инженер Макс Фриц начал свою работу в
BMW. Незадолго до этого он уволился с прежней работы, разойдясь во
мнениях со своим шефом Паулем Даймлером в Штуттгарте. Как потом
выяснилось, это было на руку BMW. Ведь после запрета на строительство
самолетов и авиационных двигателей по Версальскому договору от 28 июня
1919 года сам факт существования BMW был поставлен под вопрос. Тогда
Макс Фриц, ставший между тем главным конструктором BMW, с головой ушел
в работу над мотоциклами. В декабре 1922 года, через четыре недели
после получения заказа, у Фрица был готов чертеж мотоцикла BMW в
оригинальную величину. Базой его стала новая концепция привода -
оппозитный двигатель BMW.
Oсновные принципы мотоциклов BMW Изобретательному
Максу Фрицу удалось создать гармоничную конструкцию мотоцикла, сведя
воедино известные компоненты и расположив их по-новому. Оба цилиндра
оппозитного двигателя были установлены не продольно, как у большинства
других изготовителей, а поперек направлению движения, что
способствовало их лучшему охлаждению набегающим потоком воздуха.
Коробка была состыкована с двигателем, и привод осуществлялся напрямую
от продольно расположенного коленчатого вала. Вместо привычного цепного
привода у первых BMW прямую передачу момента на заднее колесо
обеспечивал карданный вал. Эти три компонента базовой комплектации
мотоциклов BMW сразу себя прекрасно зарекомендовали и до сих пор
используются в современных оппозитных моделях.
28 сентября 1923 года: презентация R 32 Мировая
премьера R 32 на Берлинской автомобильной выставке вызвала большой
интерес. До конца Первой мировой войны на Баварских Моторных Заводах
(BMW) строились только двигатели для самолетов, грузовиков и лодок. В
1920 году был создан первый оппозитный двигатель, который использовался
многими немецкими производителями мотоциклов. С созданием R 32, BMW
удалось еще до начала производства автомобилей (1928 год) войти в круг
фирм, производивших транспортные средства. Вместе с этим начинается и
история оппозитных двигателей BMW. Располагая рабочим объемом 494 куб.
см и мощностью 8,5 л.с., R 32, который весил 120 кг, развивал скорость
более 90 км/ч. Благодаря своему низкому центру тяжести он был послушен
в управлении. Сочетание высокой простоты в обслуживании с известной
надежностью быстро принесло ему добрую славу. До 1926 года было продано
более трех тысяч R 32, каждый из которых стоил 2200 имперских марок -
больше, чем модели конкурентов.
1925 год: R 37 открывает двери в мотоспорт Концепция
оппозитных BMW ассоциируется не только с высоким качеством, но и с
технической мощью, которую BMW позаимствовала для производства
мотоциклов из сферы авиастроения. Оппозитные BMW быстро стали базовой
моделью для профессионального мотоспорта, в котором предъявляются
постоянно высокие требования к материалам и технологиям. Разумеется,
для этого над серийным R 32 мощностью 8 л.с. пришлось поработать.
Рудольф Шляйхер, активный гонщик и дипломированный инженер, работающий
с 1923 года на BMW, взялся за реализацию проекта. Он конструирует
стальной цилиндр с новой легкосплавной головкой и висящими клапанами.
Модель R 37 1925 года выпуска располагала рабочим объемом 500 куб. см и
мощностью 16 л.с. - в два раза больше, чем у предшественника. Она стала
основой гоночных мотоциклов и сделала марку BMW известной не только в
соревнованиях на бездорожье и шоссейных гонках, но и во всем мире
мотоциклов. В итоге с 1924 по 1929 год все высшие титулы немецких
чемпионатов в классе 500 куб. см завоевывались на BMW.
1929 год: самый быстрый мотоцикл в мире Это
все еще была модель Шляйхера, на которой в 1929 году была предпринята
попытка побить абсолютный мировой рекорд скорости. После внесения
необходимых технических изменений 19 сентября 1929 года пришло время
старта: Эрнст Хенне промчался на скорости 216 км/ч по Ингольштадскому
шоссе севернее Мюнхена (сегодня здесь действует ограничение 50 км/час)
и превысил прежний мировой рекорд на 10 км/ч. В ходе последующих лет
Хенне попеременно с английскими и итальянскими гонщиками ставил все
новые и новые мировые рекорды скорости.
1935 год: первая гидравлическая телескопическая вилка На
R 12 и R 17 BMW первой в мире среди изготовителей мотоциклов заменила в
серийном производстве вилку с листовыми рессорами на телескопическую
вилку с гидравлической амортизацией. Этот принцип используется по сей
день практически во всех мотоциклах.
1936 - 1937 года: инновации инженера Шляйхера Совершенно
новой разработкой Рудольфа Шляйхера стала модель R5. При мощности 24
л.с. и рабочем объеме 500 куб. см, она была одной из наиболее
спортивных моделей того времени. R5 имел двигатель с туннельным
картером, два распределительных вала, ножное управление коробкой
передач, трубчатую раму из бесшовных тянутых и соединенных
электросваркой овальных труб, регулируемую амортизационную
телескопическую вилку и подножки вместо привычных площадок.
1937 год: легендарный рекорд скорости Эрнст
Хенне пытается на автобане Франкфурт - Дармштадт побить новый мировой
рекорд скорости на 108-сильном компрессорном мотоцикле с рабочим
объемом 500 куб. см. Результат оказался просто потрясающим: развив
скорость 279,5 км/ч, Эрнст Хенне становится быстрейшим среди
мотоциклистов планеты. Мировой рекорд, поставленный 28 ноября 1937
года, продержался 14 лет!
1948 - 1950 года: дух новаторства жив Все
мощности по производству мотоциклов, а также конструкторская
документация из-за войны были перевезены в начале 40-х годов в Айзенах
и оказались впоследствии недоступны для фирмы из Мюнхена. Демонтаж
авиационных заводов в Мюнхене и автомобильных в Айзенахе после войны
означал конец существования фирмы. Однако ремонт техники американской
армии и производство различных приборов позволили фирме удержаться на
плаву, пока, наконец, в 1948 году не возобновилось производство
мотоциклов.
1948 год: модель возрождения - R 24 На
основе довоенной модели в Мюнхене создается первый послевоенный
мотоцикл. Арендованные у других фирм станки позволяют в невероятно
трудных условиях добиться возрождения. Необходимо было также получить и
разрешение союзников, которые позволили сначала выпускать только
одноцилиндровый мотоцикл с рабочим объемом не более 250 куб. см. Летом
была готова конструкторская документация, но только незадолго до
Рождества 1948 года был выпущен первый R 24. В следующий год этот
мотоцикл мощностью 12 л.с. разошелся тиражом 10 тысяч экземпляров, а
еще через год было построено уже 17 тысяч таких машин.
BMW R 24: 247 куб. см, 12 л.с. Шасси
прежнего R 23 получило модернизированный одноцилиндровый двигатель,
оснащенный системой зажигания с центробежным регулятором. Новинкой
стала и четырехступенчатая коробка передач с ножным переключением, в
котором использовался храповый механизм.
BMW R 25/3 Экономическое
чудо повлекло за собой взлет в сфере мобильности, что обеспечило BMW
потрясающий торговый успех. R 25/3 стал наиболее продаваемым мотоциклом
BMW - 47 700 штук.
BMW с 1960 года по нынешнее время: продолжение успеха Модели
BMW становятся больше, сильнее, быстрее - Рождение туристических эндуро
и серии К - Все о первой АБС для мотоциклов – Появление серии F и
круизера - новый BMW С1.
В 60-е годы BMW сделала ставку на
хорошо себя зарекомендовавшую ходовую часть полномаятниковых моделей,
которые вышли на рынок в 1955 году и были образцом устойчивости как при
движении с коляской, так и без нее. В 1960 году гамму моделей дополнили
два спортивных мотоцикла - R 50 S и R 69 S. Последний, развивавший
максимальную скорость 175 км/ч, был самым быстрым серийным немецким
мотоциклом, который позволил BMW с успехом выйти и укрепиться на
международном рынке. Мотоциклы BMW активно колесили не только по
европейским дорогам, но и покорили американские хайвеи. Большая часть
произведенных в 60-е годы мотоциклов отправлялась в Соединенные Штаты.
Однако и на других континентах мотоциклы BMW стали все чаще появляться
на дорогах.
1969 год: переезд из Мюнхена в Берлин Свою
новую прописку мотоциклы BMW получили в Берлине-Шпандау, где до 1945
года производились авиационные двигатели, а затем было организовано
производство станков. Реагируя на надвигающийся мотоциклетный бум, BMW
выпускает на новом заводе совершенно новую серию мотоциклов - модель
/5. Отношение к мотоциклу изменилось. Клиенты все больше задумываются о
том, как проводить свободное время, а вождение мотоцикла становится
спортивным хобби для представителей обеспеченных в финансовом отношении
кругов. Серия /5 удовлетворяла всем требованиям, которые предъявлялись
к мотоциклам в начале 70-х годов.
Модели BMW поднимают планку на новую высоту С
началом мотоциклетной лихорадки в 70-е годы показатели выпуска
мотоциклов BMW снова пошли вверх. Начиная с серии /5 модели с
бело-голубым пропеллером на бензобаке становятся больше, мощнее и
быстрее. Вехами в истории выпуска мотоциклов можно назвать прежде всего
две модели BMW того времени. R 90 S выпускался с 1973 по 1976 год, имел
рабочий объем 898 куб. см, мощность 67 л.с. Впервые за последние 50 лет
на BMW была превышена граница рабочего объема 750 куб.см. R 90 S,
имевший спортивный внешний вид, первую в мире серийную облицовку
кокпита и эффектное лакокрасочное покрытие, считался тогда, да и
остается до сих пор эталоном в области дизайна мотоциклов. R 100 RS
выпускался с 1976 по 1984 год, имел рабочий объем 980 куб. см, мощность
70 л.с. Эта модель стала первым серийным мотоциклом в мире с полной
облицовкой. В центре внимания при этом находилось не только стремление
добиться высоких аэродинамических показателей, но и защитить водителя
от ветра и непогоды. К тому же модель R 100 RS была одновременно первым
BMW с литровым рабочим объемом. Тем самым был основан класс спортивных
туристических мотоциклов, в котором BMW по сей день задает тон.
1973 год: подразделение "Мотоциклы BMW" отмечает юбилей Спустя
50 лет после начала истории мотоциклов на BMW в 1923 году с конвейера
сходит 500-тысячный мотоцикл. BMW по праву гордится этим юбилеем. Ведь
кризис 50-х и 60-х годов был с блеском преодолен. Член Правления Боб
Лутц снова может представить блестящие цифры, характеризующие
деятельность подразделения "Мотоциклы BMW".
Внедорожные BMW С
возрождением мотоцикла происходит возвращение BMW в мотоспорт. И снова
мотоциклы BMW соперничают с конкурентами вдали от наезженных дорог. В
1979 году BMW выигрывает Германский внедорожный чемпионат. Это
становится началом успешного пути марки в раллийных гонках следующих
лет.
Новый класс: эндуро для путешествий Начав
участвовать во внедорожных гонках, BMW летом 1980 года путем некоторой
модернизации делает из успешного внедорожного мотоцикла серийный
эндуро, получивший обозначение R 80 G/S. Буква G означала Gelande, то
есть бездорожье, а S - Stra?e, то есть дорога. Тем самым BMW основала
сегмент больших комфортабельных эндуро для путешествий, который до сих
пор является одним из основных пунктов мотоциклетного бизнеса. Сенсацию
производит первая в мире однорычажная маятниковая подвеска BMW
Monolever с односторонним креплением заднего колеса.
BMW R80R
BMW R80GS
1981 год: BMW R 80 G/S пришел, проехал, победил В
начале 80-х годов BMW отправляет свои оппозитные модели в пустыню.
Вместе с французом Юбером Ориолем, которого за его навигаторский талант
прозвали "африканцем", BMW выигрывает сложнейшую гонку в мире. Этот
успех Ориоль сумел повторить в 1983 году. В 1984 и 1985 годах свое имя
в список победителей вписал вместе с BMW бельгиец Гастон Райе.
1983 год: рождение серии К Идея
инженера-разработчика на BMW по имени Йозеф Фритценвенгер, который
впервые предложил поставить горизонтально рядный двигатель, пошла в
серийное производство в 1983 году. Новая серия К теперь выпускается
наряду с прекрасно себя зарекомендовавшими двухцилиндровыми оппозитными
моделями. Четыре цилиндра и электронный впрыск - стали отличительными
особенностями серии К 100.
1987 - 1988 года: BMW поражает перспективными инновациями 1987
год: на R 100 GS впервые представлена система BMW Paralever. 1988 год:
первой среди изготовителей в мире BMW предлагает
электронно-гидравлическую антиблокировочную систему (АБС) для
мотоциклов. Тот же 1988 год: эффектный К 1 становится звездой выставки
IFMA '88. Это первый в мире мотоцикл с цифровой электронной системой
управления двигателем, который к тому же производит впечатление своим
авангардистским дизайном.
1991 - 1993 года: BMW отмечает юбилей / новая оппозитная модель 18
марта 1991 года был выпущен миллионный мотоцикл BMW. Эта модель K 75 RT
была торжественно передана берлинскому сенатору по вопросам экономики и
технологий, чтобы потом работать на благо Красного креста. В ходе
борьбы за чистоту окружающей среды BMW первой среди фирм-изготовителей
мотоциклов предлагает весной 1991 года трехкомпонентный нейтрализатор с
регулировкой состава отработавших газов. Предложение серийных машин с
нейтрализаторами постоянно расширяется. Через 70 лет после R 32 выпуска
1923 года BMW к началу сезона 1993 года представляет
спортивно-туристический мотоцикл R 1100 RS - первую модель нового
поколения оппозитных мотоциклов, а год спустя появляется эндуро R 1100
GS. Осенью того же года на рынок выходит R 850/1100 R, в следующем
сезоне - туристический мотоцикл R 1100 RT. Наряду с АБС второго
поколения BMW представляет фирменную инновационную направляющую систему
переднего колеса под названием Telelever.
1993 год: фандуро F 650 - евромотоцикл В
дополнение к традиционной серии двухцилиндровых оппозитных мотоциклов и
серии К в конце 1993 года появляется третий модельный ряд: серия F,
которая поначалу была представлена фандуро F 650. Первый после 1966
года одноцилиндровый BMW представлял собой европейский совместный
проект. BMW разработала техническую концепцию и свежий дизайн. Фирма
Aprilia помогла в разработке и обеспечила сборку мотоцикла. Разработкой
измененного 650-кубового одноцилиндрового четырехклапанного двигателя
занялась австрийская фирма Rotax. С мая 1995 года BMW первой среди
изготовителей мотоциклов серийно оснащает все свои современные модели
нейтрализаторами и одновременно предлагает их в качестве дооснащения.
996 год: с конвейера сходит последний оппозитный мотоцикл с двухклапанным газораспределением С
конвейера мотоциклетного завода BMW в Шпандау сходит последний R 80 GS
Basic - представитель классического поколения оппозитников. Таким
образом, 19 декабря 1996 года после более чем 70 лет завершается целая
глава в истории немецких мотоциклов. Успешный итог: с 1923 года BMW
продала 685 830 представителей поколения классических оппозитных
мотоциклов. На берлинском заводе в Шпандау с 1969 года было изготовлено
467 900 штук. В настоящее время 1690 сотрудников этого завода выпускают
до 400 мотоциклов в день.
1997 - 1998 года: новые модели 1997
год: круизер BMW R 1200 C превращает поездку в удовольствие. Этот
мотоцикл не является копией американских образцов, а отличается
самостоятельным дизайном и представляет собой удачную интерпретацию
темы круизера при рабочем объеме 850 куб. см. Затем последовали
модификации Avantgarde и Independent. Модель K 1200 RS стала настоящим
мотоциклом-мечтой для спортивных водителей. Располагая мощностью 130
л.с., она стала первым BMW, который перешел границу в 100 л.с., бывшую
до тех пор добровольным ограничением немецких производителей и
импортеров мотоциклов. 1998 год: R 1100 S - самый спортивный оппозитный
мотоцикл. По сути дела R 1100 S представляет собой обновленный вариант
легендарного R 90 S. Компактный, выразительный и обладающий удобствами
"туриста" R 1100 S сразу же полюбился приверженцам оппозитных моделей.
Мощный и «подтянутый» он стал идеальным партнером для
спортивно-ориентированных друзей марки BMW. Предлагавшаяся на заказ
спортивная ходовая часть позволяла ездить буквально в гоночном стиле.
Спортивный потенциал R 1100 S полностью проявляется в гонках BoxerCup.
K 1200 LT - роскошный туристический мотоцикл. Этой моделью BMW
определила порядок вещей в мире мотоциклов. Отработанные в
аэродинамической трубе элементы облицовки сочетаются с
элегантно-рациональными органами управления. Модель LT обладает всем
мыслимым комфортом. Выдающаяся ходовая часть с серийной АБС
обеспечивает прекрасную управляемость роскошного туристического
мотоцикла массой 378 кг.
BMW K1200RS
BMW R1100S
1999 год: рекордный год Двадцатое
столетие завершается для BMW очередным рекордом: во всем мире клиентам
было поставлено 65 186 мотоциклов. Тем самым десятый раз подряд BMW
добивается увеличения количества регистраций новых мотоциклов. Однако
новая рекордная цифра продержалась недолго: в 2000 году, в преддверии
нового тысячелетия, BMW продает 74 614 мотоциклов. США становятся самым
важным зарубежным рынком для BMW. Приверженность заводу в
Берлине-Шпандау: перевод производства на завод в Берлине-Шпандау
происходит синхронно с представлением новой модели фандуро F 650 GS.
Одной из важнейших причин перевода производства в Германию BMW называет
техническую сложность новой модели. Речь идет, в частности, о
дополнительном оборудовании, например эксклюзивной АБС.