Самое "грязное" мотоциклетное
направление - эндуро - в последнее время становится наиболее
популярным. Особенно в России и, что характерно, среди людей
состоятельных и в мотоциклетной тематике искушенных. О том, почему это
так, рассказывает корреспондент "Ъ-Спорта" Ирина Аванесян.
Мотоцикл на шесть с плюсом
Если на Западе с мотоциклов класса эндуро, как правило, начинают свое
увлечение двухколесниками - в силу их доступности, универсальности и
надежности,- то у нас к внедорожно-мотоциклетным радостям чаще
обращаются, имея уже достаточный опыт обладания более мощными и
дорогими "паркетными" двухколесниками. Достаточный для того, чтобы
оценить скромное обаяние агрегатов off-road.
Привлекательность времяпрепровождения на агрегатах типа эндуро
складывается из ряда плюсов. Самый жирный плюс внедорожному
мотоциклизму выставляют те, кто в гонках по городским магистралям на
шоссейниках усматривает неоправданный риск. Эндуро сулит альтернативные
возможности получать регулярные внушительные дозы адреналина без угрозы
быть притертым шальным "КамАЗом". Хотя эндуро и считается травматичным,
его любители утешают себя тем, что все синяки и шишки они получают
исключительно по собственной вине и доброй воле.
Другой
очевидный плюс эндуро получает за то, что позволяет испытывать
мотоциклетные радости круглый год вне зависимости от погоды и состояния
грунта. Всесезонная возможность бороздить внедорожье обуславливает еще
одно преимущество эндуро - разнообразие ощущений, а также постоянное
совершенствование навыков и приемов езды. Ведь управлять мотоциклом на
скользком песке в середине июля - совсем не то же самое, что уметь
удерживать его на гладком льду при помощи шипов в январе.
Любителям фитнеса эндуро предлагает адекватную физическую нагрузку на
свежем воздухе. Мечтающим о дальних странствиях предоставляет
возможность забраться туда, куда не ступала нога человека - или по
крайней мере их собственная. Тем, кто испытывает дефицит общения, дает
пропуск в полноценную мужскую компанию.
"Жесткие"
Эндуро означает "выносливый". Вот только кто - мотоцикл или человек на
нем? Во многом для того, чтобы решить для себя этот вопрос, многие и
пускаются в грязевую авантюру. Внедорожные амбиции современной
двухколесной техники отнюдь не равнозначны, и по степени выносливости
все эндуро можно разделить на три большие компании. Самая "жесткая" -
первая группа. Мотоциклы, которые ее составляют, так и называются -
эндуро-хард. Эти агрессивные агрегаты способны вгрызаться в любую почву
- зыбкий песок, разбитую колею, колючие камни и глубокие броды.
"Жесткие" эндуро требуют от своего владельца спортивного отношения к
жизни. Многие используют эти мотоциклы в качестве физкультурного
снаряда, предпочитая регулярные тренировки на свежем воздухе душным
тренажерным залам, и получают в итоге не только колоссальную физическую
нагрузку, но и обилие ярких переживаний. Азартные продвигаются дальше и
начинают штурмовать бездорожье в гонках по пересеченной местности. Хотя
у нас их устраивается совсем немного. Когда-то была на слуху баха
"Селигер", теперь кантри-кросс "У пирамиды". Эндуро-трасса, как
правило, учитывает всевозможные подвохи рельефа - от перекрывающих путь
бревен, размытого гравия и глубоких луж до резких извилин узкой тропы и
неожиданных срывов маршрута в овраг. Хорошо подготовленный эндурист
сумеет преодолеть любую засаду, причем постарается это сделать на
высокой скорости.
В основе управления хардом - кроссовая
техника: умение сохранять баланс, держать стойку в ногах, отрываться от
земли, выходить из резкого крена. В занятиях спортивным эндуро без
специальной экипировки не обойтись - потребуются кроссовый шлем с
забралом, маска, мотоботы, панцирь.
Благодаря своей резвости
и неприхотливости лидером среди "жестких" признан мотоцикл Yamaha WR
450. Ступить на "жесткую" стезю можно или самостоятельно, купив всю
амуницию и отправившись на соседнюю с дачей пашню, или под надзором
тренера, записавшись в школу. Обычно индивидуалистического запала
хватает ненадолго - и учиться все-таки приходится. Эндуро-школ для
взрослых сегодня открылось несколько. Но, пожалуй, самым большим
авторитетом среди них пользуется клуб, где работает мастер спорта
Александр Галямов. Он умело ставит эндуро-кроссовую технику, и в
результате 40-летние мужи начинают уже через месяц упорных тренировок
лихо прыгать с трамплинов.
"Двойники" и "туристы"
Вариант эндуро "помягче" - мотоциклы двойного назначения,
дорожно-внедорожные эндуро. По характеру - обычная городская техника,
но с возможностями выехать в сельскую глушь. Обозначение on/off road
свидетельствует об универсальности. Это относительно легкие, достаточно
мощные (от 500 до 750 куб. см), в меру надежные, не лишенные комфорта
двухколесники. Их цель - не испытывать на прочность своего хозяина, а
служить ему верно и долго. К таким универсальным служителям относятся
Yamaha XT 660 и BMW F 650 GS. Причем с последним произошло
"раздвоение". На одной модели вывели два агрегата - Funduro с более
спокойным нравом, внедорожник для удовольствия, и более задиристый
Dakar, прозванный в память о победах над африканскими песками.
Третья категория - "скитальцы". Эндуро туристические - достаточно
большие и мощные агрегаты с двигателями объемом 1 л и более,
приспособленные для бросков на дальние расстояния и поездок по рельефу
разной степени сложности. При этом большие эндуро стабильно ведут себя
на хайвеях, предлагая высокий уровень комфорта и безопасности для своих
ездоков, а также имеют возможности для перевозки багажа. Большой
туристический эндуро создан для того, чтобы любитель дальних странствий
смог совершить свой продолжительный марш-бросок на край земли и,
оказавшись там, не увяз в местных болотах, не заблудился в джунглях, а
продолжал наслаждаться райскими красотами. Экстремальные разновидности
туристических эндуро - приключенческие мотоциклы, такие как KTM 950
Adventure и BMW R 1150 GS Adventure. На последней модели не так давно
завершил свое кругосветное путешествие голливудский актер Эван
Макгрегор, маршрут которого проходил в том числе по землям Сибири и
Казахстана. Авантюристский дух таких мотоциклов подкреплен защитой
корпуса, увеличенным бензобаком, "зубастой" резиной. Продолжительные
эндуро-путешествия требуют специальной экипировки - добротных
мотоциклетных костюмов из носких и водонепроницаемых тканей, снабженных
карманами для карт и дорожных аксессуаров.
По миру на своих двоих
В интернете можно найти достаточное количество фирм, которые организуют
эндуро-туры по всему миру. Есть среди них маленькие частные конторы,
есть более солидные, созданные под вывесками известных производителей -
КTM и BMW. KTM делает акцент на спортивно-экстремальном варианте
эндуро, BMW - на приключенческо-туристическом. Существуют каталоги, где
перечислены страны и время, когда возможно организовать тур. Есть
постоянные маршруты, но можно заказать эксклюзивный. Новичкам лучше
отправиться на двухдневный тренинг. В известном немецком эндуро-парке
"Хехлинген" такие занятия, где дается техника езды на внедорожном
мотоцикле и демонстрируются его возможности, проводятся каждый уикенд.
Тем, кто имеет мотоциклетную подготовку, опыт езды на внедорожье и
находится в хорошей физической форме, можно отправиться подальше.
Аргентина, Чили, Южная Африка сулят эндуро-путешественникам массу
увлекательных переживаний. Во-первых, достаточно далеко; во-вторых,
действительно экзотично; в-третьих, дико, но при наличии цивилизации;
в-четвертых, живописно; наконец, есть возможность проверить себя и
двухколесную технику на выносливость на разнообразном и часто
неожиданном рельефе.
Грязь засасывает всерьез и надолго. И
многие заядлые мотоциклисты, вкусив внедорожья, на асфальтированные
дороги выезжают уже неохотно, а то и вовсе прекращают свои
мотоциклетные отношения с большим городом. Гонять по прямой им попросту
становится скучно.
|