18-летние изобретатели из провинции Онтарио Бен Галак (Ben Gulak) из образовательного центра Чизхолма (Chisholm Educational Centre), и Джейсон Морроу (Jason Morrow) из школы Вестдейл (Westdale Secondary School) построили самобалансирующийся моноцикл, который на самом деле обладает двумя колёсами.Этот
странный аппарат обладает сразу двумя именами: первоначальным Tango и
более поздним Uno. Но это далеко не главная его странность. При виде
сбоку кажется, что у машины всего одно колесо, верхом на котором (в
седле, идентичном мотоциклетному) и располагается водитель. Но на деле
это два колеса, поставленные вплотную бок о бок.
Отсюда
возникает интересный вопрос: можно ли считать Tango мотоциклом? Ведь
формально тут два колеса, да только расположены они так, что фактически
сойдут за одно.
Тут вспоминается ураганный Dodge Tomahawk.
По виду — мотоцикл-мотоциклом, да и фигурировал он именно как мотоцикл.
А приглядишься — колёс-то у него четыре! Так что изобретатели не
впервой вносят сумятицу в привычную классификацию транспортных средств.
Но зачем такие сложности? Давайте разбираться.
Идея
предельно компактной и при этом "зелёной", то есть электрической,
персональной машины для города пришла к Галаку после поездки в Китай,
где он удивлялся городскому смогу, который был ни чета американскому.
Молодой человек решил, что мир просто нуждался в эффективном,
безвредном для окружающей среды и миниатюрном (долой пробки) средстве
транспорта, помимо велосипеда.
|
Tango и его создатели (Морроу и Галак) на ярмарке в Нью-Мексико (фото с сайта basef.ca). |
С конца прошлого лета он и
его напарник Морроу потратили огромное количество вечеров и выходных,
чтобы воплотить видение о диковинном транспорте в металл. По словам
ребят, они нередко не спали ночами.
В качестве основы для своего аппарата изобретатели взяли раму от спортивного мотоцикла Yamaha R6, правда, в нынешнем виде её едва ли можно узнать.
Они
добавили сюда электромоторы, систему управления и аккумуляторы. Главное
же в новинке – способ управления. Как за разгон, так и за торможение и
даже за повороты, здесь отвечает только лишь изменение положения тела.
И никакого руля.
Отклонился вперёд
– колесо покатилось быстрее и быстрее, назад – замедлилось, наклонился
вправо – машина поворачивает в ту же сторону.
Причём
в повороте она наклоняется подобно мотоциклу – специальная подвеска
приподнимает колесо, на которое человек переносит вес, и весь аппарат
наклоняется, сохраняя контакт с дорогой обоими колёсами.
А ещё это напоминает интуитивное управление самобалансирующимся самокатом Segway, но авторы Tango полагают, что их машина лучше. Ведь она быстрее, а пилот сидит верхом, а не стоит.
|
Крупных планов нового аппарата не так уж много — скрывают секреты? (фото с сайта innovationcanada.ca). |
За управление
электромоторами колёс и положением корпуса аппарата отвечает
электроника с акселерометрами и другими датчиками, сходная с той, что
применена в игровой консоли Nintendo Wii.
36-вольтовый
никель-металлогидридный аккумулятор машины заряжается четыре часа.
После чего можно попробовать развить на ней максимальную скорость — 64
километра в час.
Вообще-то,
насколько Tango работоспособен — не вполне ясно. Имеющиеся о нём данные
крайне скудны. Но зато известно, что проект ещё будет дорабатываться. В
частности, в дальнейшем друзья намерены перейти на литий-ионные батареи
(пусть и в нынешнем виде чудо-агрегат обошёлся своим создателям в
несколько тысяч).
Галак и Морроу стали одними из 16 участников канадской команды, которая представляла свою страну на ежегодной международной научно-технической ярмарке Intel International Science and Engineering Fair (Intel ISEF 2007), которая прошла в мае в Альбукерке (штат Нью-Мексико).
Intel
ISEF — крупный форум и соревнование юных учёных и изобретателей, на
который со своими проектами приезжает примерно 1,5 тысячи
старшеклассников и студентов из множества стран мира.
Показ
суперколеса прошёл на ура, что можно было бы легко предположить. Ведь
ещё ранее загадочный агрегат смогли увидеть жители Канады. Перед
поездкой в Альбукерк, 11 мая, друзья с успехом показали Tango в центре
инноваций MaRS Discovery District в Торонто.
Надо заметить, что создатели машины сравнивают её не только с Segway, но, в большей степени, с моноциклом Bombardier Embrio.
Только они полагают свою новинку более углублённым развитием давней
идеи езды верхом на одном колесе. То, что колесо это сдвоенное, делает
канадский аппарат более устойчивым в поворотах и, якобы, управлять им
легче. Поскольку Embrio представляет собой лишь рисунки и макеты, никто
не может проверить – так ли это.
|
Появление
настоящего Embrio его проектировщики наметили на далёкий 2025-й. Наши
же герои полагают, что их творение может завоевать рынок заметно раньше
(фото с сайта interaction.hgkz.ch). |
Кстати, каких только колёс-самоходов не придумывали изобретатели. Никто уже не удивится вполне комфортной езде внутри одиночного колеса (если что, можно применить складные пятки), а знатоки отметят, что перемещаться можно и впереди моноколеса. Вариант верхом – ещё не самый странный.
А
вот какое из необычных транспортных средств поможет разгрузить пробки в
мегаполисах – дело туманное. Но шанс у Tango есть, поскольку его высоко
отметили специалисты на выставке в США.
Кстати, там аппарат фигурировал уже под именем Uno, поскольку, рассудили изобретатели, он очень уж похож на моноцикл.
Можно ещё предположить, что авторы не хотели вызывать у зрителей ассоциаций с электромобилем Tango,
который, к слову, вполне можно сравнивать с мотоциклом. Даром, что тот
Tango — четырёхколёсный, но ширина его составляет всего 99 сантиметров.
Ширина
же Tango, который Uno, равна 76 сантиметрам. Не намного и меньше.
Высота, к слову, составляет 102 сантиметра, а длина — 122 сантиметра.
Прочие детали остались за кадром.
Бен
с Джейсоном не вошли в число трёх главных победителей Intel ISEF 2007.
Но они завоевали второе место в рамках так называемой большой премии и
получили каждый по $1500 и по "персональному" астероиду, названному в
их честь.
Полагаем, если с
наземным транспортным средством у двух друзей дело не выгорит, в
следующий раз они замахнутся на что-нибудь космическое.