Вождение в сложных дорожных условиях и критических ситуациях
Действия водителя в сложных дорожных условиях
При ночной езде сокращается видимость как встречного транспорта, так и вашего мотоцикла. Последнее можно немного исправить, одеваясь в яркую одежду и используя светоотражающие полоски и наклейки. Чтобы лучше видеть самому, очки или стекло шлема не должны иметь царапин и потертостей, их нужно содержать в чистоте. И уж конечно не следует использовать затемняющие фильтры или солнечные очки.
С каким светом фары надо ехать и когда его переключать — поймете вскоре сами. При разъезде со встречными автомобилями снижайте скорость настолько, насколько вы хуже видите дорогу и обочину из-за ослепления. Если нет опыта или вы устали, есть хорошее средство — встаньте «в хвост» достаточно большого автомобиля — он защитит от встречного света фар. А если ехать строго по траектории его колес, можно избежать неожиданностей в виде кирпича или ямы. При такой тактике переключитесь на ближний свет, не слепите впереди едущего. Это же следует делать, догоняя грузовики и автобусы, ведь у них зеркала не имеют противоослепляющих положений.
Другим часто встречающимся обстоятельством, осложняющим езду, является дождь. Он страшен не сам по себе, как вода (в конце концов, существует защитная одежда, подробнее о ней говорилось в подразделе Выбор защитной экипировки), а как фактор, значительно снижающий коэффициент сцепления шин с дорогой и ограничивающий видимость.
Насколько при дожде ухудшается сцепление с дорогой, во многом зависит и от шин. Мягкая шина со специальным рисунком протектора, канавки которого выдавливают воду в сторону, делает езду в дождь намного безопаснее.
При первых каплях дождя дорога самая скользкая: пыль смачивается водой и играет роль смазки. Позже она смывается и сцепление шины с дорогой улучшается. Поэтому начало дождя лучше переждать, используя это время для отдыха или надевания дождевой защиты. Позже, адаптировавшись к новым условиям, не теряйте бдительности.
Объекты повышенной опасности в дождь
Рельсы
Линии разметки
Избегайте резких движений рулем, ускорений или торможений. Очень коварны мокрые рельсы, их переезжайте на малой скорости и обязательно под прямым углом. Избегайте линий разметки полос или пешеходных переходов. Их материал при дожде становится скользким, как лед. К тому же эти линии возвышаются над дорожным покрытием на несколько миллиметров, чего бывает достаточно для потери контроля над мотоциклом. Вывод один — при дожде еще в большей степени, чем ночью, нужно быть начеку и снижать скорость.
Ветер тоже может доставить неприятные ощущения, если он боковой и достаточно сильный. Будьте готовы к его порывам при выезде из «аэродинамической тени» леса на открытое пространство. И заблаговременно принимайте такое положение на дороге, чтобы порыв ветра не загнал вас в кювет или на полосу встречного движения.
При сильном ветре следует быть готовым к его порывам
Действия водителя в критических ситуациях
На дорогах нередко встречаются посторонние предметы (доски, камни, бутылки и т.п.) и дефекты покрытия (в том числе проваленные и открытые люки). Если препятствие обнаружено заранее и есть время убедиться, что объезд его не создаст помех другим водителям, его следует объехать. Когда препятствие обнаружено слишком поздно, нужно тормозить. Если не успеваете достаточно снизить скорость, в последний момент отпустите передний тормоз, тогда пружины вилки успеют распрямиться и более эффективно примут на себя удар. Желательно привстать на подножках, чтобы ноги тоже сработали в роли подвесок. Старайтесь пересекать препятствия под прямым углом, это поможет избежать падения.
Проезд неожиданно возникших препятствий. Тормоз отпущен, чтобы вилка эффективно гасила удар; проезд осуществляется под прямым углом
К препятствиям на дороге, и к тому же очень серьезным, относятся животные, чаще всего собаки и кошки. Столкновение с ними почти всегда кончается падением. Животные больших размеров еще опаснее, но, к счастью, они встречаются редко. Столкновения с маленькими зверьками или птицами — не столь опасны, но это не значит, что можно устраивать сафари на дороге. Лучше сделайте все необходимое, чтобы избежать наезда. Но всегда помните, что в выборе между сбитым животным и фонарным столбом есть только одно правильное решение.
О том, чего делать не следует
Бытует мнение (особенно среди начинающих), что записанные в ПДД ограничения, касающиеся технического состояния мотоциклов, надуманны и существуют только для пополнения казны или получения мзды инспекторами ГИБДД. Это неверно. Правила лишь суммируют накопленный печальный опыт, щедро оплаченный кровью пострадавших. Одна из таких ситуаций — запрещение езды с «неисправными осветительными приборами», попросту езда без света.
Полбеды, что сам не заметишь яму на дороге. Хуже, когда водитель встречной машины, не подозревая о «невидимке», начнет маневр... Поэтому самое разумное — отказаться от поездки или устранить неисправность.
Буксировка* по прямой с постоянной скоростью сама по себе опасности не представляет. Но как только веревка ослабнет и провиснет — что происходит на спуске или при торможении головного мотоцикла, — она попадает под переднее колесо (в отличие от автомобилей у мотоциклов и колеса, и буксир находятся на одной линии), и падения не миновать.
Еще одна проблема, которой не миновать, — спущенное колесо. Запасные колеса на мотоциклах не предусмотрены, а замена камеры (если она есть) и у опытного мотоциклиста отнимет по крайней мере полчаса. Современные зарубежные мотоциклы не имеют центральной подставки: еще одна головная боль — как же снять это колесо? Правда, у них устранить прокол бывает проще, так как шины в основном бескамерные. Да вот беда, на таких мотоциклах не предусмотрена перевозка насоса (подразумевается наличие развитой сервисной сети, а также специальных баллончиков с воздухом). В общем, на любом мотоцикле может возникнуть потребность проехать на спущенном (или полуспущенном) колесе.
Такая поездка нежелательна по двум причинам: это небезопасно (мотоцикл становится плохо управляемым), а шина после поездки превращается в мину замедленного действия. Дело в том, что от больших деформаций происходит местный перегрев и разрушение нитей корда. Такая шина может перетереть камеру и в буквальном смысле взорваться в любой момент.
Лучший выход, когда шину невозможно отремонтировать самому, — оставить мотоцикл на платной стоянке или (за городом) у местных жителей. На небольшое расстояние можно прокатить мотоцикл руками, не садясь на него. Если мотоцикл тяжелый – помогите двигателем, пробуксовывая сцеплением.
Все навыки, о которых мы говорили в предыдущих главах, совершенствуют мастерство и повышают безопасность в любых условиях. Но есть одна вещь, которая всегда играет против вас, снижая реакцию, осторожность, ухудшая физическую форму. Это управление мотоциклом в нетрезвом состоянии, запрещенное во всех странах мира. За это в России отбирают «права», даже если поездка не имела серьезных последствий.
Ни у кого, даже у самых именитых гонщиков нет иммунитета на действие алкоголя. Он быстро проникает в кровь и, в отличие от еды и других напитков, не нуждается в переваривании. В считанные минуты алкоголь достигает мозга. Что бы вы ни делали, после употребления спиртного вы делаете это хуже.
*ПДД запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов.
Старые мотоциклисты знают, что если камера повредилась, а никакой цивилизации рядом нет, то можно вытащить камеру из покрышки, а покрышку набить травой или тряпками как можно плотнее. Такой же упругости как от воздуха, конечно, не будет, но проехать километров восемьдесят на подобном суррогате вполне возможно. В условиях, когда выхода нет, вполне подходит.