Главная
 
MClubЧетверг, 18.04.2024, 04:36



Приветствую Вас Пешеход | RSS
Главная
Меню сайта

Категории каталога
Основы управления [11]
Разное [2]
Устройство мотоцикла [16]

Главная » Статьи » Мото раздел » Основы управления

Органы управления мотоциклом
Расположение органов управления мотоциклом

Управляют мотоциклом посредством руля, рычагов и педалей, а также электрических кнопок и переключателей. Расположение органов управления на руле у всех мотоциклов идентично: справа — поворотная рукоятка управления дросселем (ручка «газа») и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг сцепления.

Расположение органов управления



1 — кик-стартер;
2 — рычаг переключения передач;
3 — рычаг сцепления;
4 — рычаг декомпрессора;
5 — переключатель указателей поворота;
6 — кнопка звукового сигнала;
7— переключатель света фары;

8 — манетка пускового обогатителя;
9 — выключатель света;
10 — аварийный выключатель двигателя;
11 — рычаг переднего тормоза;
12 — ручка «газа»;
13 — педаль заднего тормоза;
14 — подножки

С помощью ручки «газа» управляют частотой вращения (в просторечии — оборотами) коленчатого вала двигателя. Для их увеличения поворачивают ручку «газа» на себя; при отпускании ручки пружина возвращает ее в положение, соответствующее холостому ходу. Притягивая пальцами рычаг сцепления к рулю, разобщают двигатель c трансмиссией, а рычагом переднего тормоза — затормаживают переднее колесо. Для приведения в действие заднего тормоза следует нажать правой ногой на педаль, расположенную возле правой подножки.

У некоторых мотоциклов на руле также устанавливают рычаг привода декомпрессора, поворотный рычаг (манетку) обогатителя. Декомпрессор облегчает пуск за счет сообщения камеры сгорания цилиндра с атмосферой. Приводится он тросом, соединенным с рычажком на руле. Некоторые зарубежные мотоциклы имеют механизм автоматического включения декомпрессора при пуске кик-стартером.

Рычаг обогатителя (его еще называют топливным корректором, на зарубежных мотоциклах он обозначается Choke) связывает тросом рычажок на руле с системой обогащения смеси в карбюраторе. Этой системой пользуются при пуске холодного двигателя, когда требуется более богатая смесь. У многих мотоциклов пусковой обогатитель включается рычажком, установленным непосредственно на карбюраторе.

Топливный кран, управляющий подачей бензина в двигатель, располагается под топливным баком. Он имеет три положения, при которых: включен основной запас топлива (On); включен резерв (Reserve); выключена подача топлива (Off).

Замок зажигания находится чаще всего на приборной панели или в корпусе фары. Разным положениям ключа соответствуют включение различных цепей в системе электрооборудования (On, Off, Park) или блокировка руля (Lock). На рукоятках руля имеются кнопки и переключатели системы электрооборудования: справа — выключатель света, кнопка электростартера (если он предусмотрен) и аварийный выключатель двигателя (Stop); слева — переключатель указателей поворотов и света фары (дальний — ближний) с кнопкой звукового сигнала.

Рычаг ножного пуска двигателя (кик-стартер) может располагаться как справа (все зарубежные мотоциклы), так и слева. При пуске двигателя на него энергично нажимают ногой вниз.

Рычаг переключения передач находится с левой стороны двигателя или коробки передач (если та выполнена в отдельном от двигателя корпусе). Порядок включения передач на всех мотоциклах одинаков: 1-я передача — рычаг вниз, все остальные — вверх. Для включения каждой передачи водитель нажимает на рычаг переключения до упора. Только включение нейтральной передачи («нейтрали»), при которой двигатель разобщен с трансмиссией, требует «половинного» перемещения рычага. Современные зарубежные мотоциклы имеют 5 передач (реже 6) и одну «нейтраль» (между 1-й и 2-й передачами); большинство российских (а также чешских, украинских и белорусских) — 4 передачи.

Контрольные приборы размещены на приборной панели в поле зрения водителя. К ним относятся: спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости (масла), количества топлива, заряда аккумулятора. Кроме того, лампы на панели приборов сигнализируют о разряде аккумулятора, о низком давлении масла или недостаточном его количестве; о включении: дальнего света фары, «нейтрали» в коробке передач, указателей поворотов. Спидометр показывает скорость движения мотоцикла, тахометр — частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Особенности расположения органов управления у разных типов мотоциклов

В основном у трех- и четырехколесных мотоциклов (в том числе с боковыми прицепами) и скутеров органы управления расположены так же, как и у обычных двухколесных. У круизеров (чопперов) для придания водителю специфической посадки имеются вторые подножки, вынесенные вперед. Там же устанавливают педали-дублеры привода заднего тормоза и переключения передач. Зарубежные мотоциклы (скутеры) с автоматической трансмиссией не имеют рычага управления сцеплением. Рычаг с левой стороны руля приводит в действие задний тормоз. Педаль тормоза отсутствует.

Все трех- и четырехколесные мотоциклы оснащены стояночным тормозом. Чаще всего он приводится специальным фиксатором педали тормоза заднего колеса (колес), расположенным возле правой подножки. У зарубежных четырехколесных мотоциклов он нередко располагается на левой рукоятке руля, возле рычага привода сцепления. Также многие мотоциклы имеют автоматическое сцепление, при этом передачи включаются, как и на обычных моделях, ногой.

У мотоциклов с боковым прицепом, в коробке передач которых предусмотрена передача заднего хода, для ее включения (рукой) устанавливают отдельный рычаг («Урал», «Днепр»). Также задним ходом (через привод электростартера) оснащают некоторые тяжелые мотоциклы-одиночки. Для его включения используется специальный рычаг.

Посадка водителя

С первых минут нахождения за рулем следует принять правильную посадку. Она не только облегчает управление, но и снижает утомляемость.

Сидеть следует прямо, немного наклонившись вперед, при этом руки свободно лежат на рукоятках руля, а локти слегка согнуты и приближены к туловищу. Ноги во время езды ставят устойчиво на подножки, колени обжимают топливный бак. Если тип мотоцикла не позволяет принимать такую посадку (например, на спортбайке или чоппере), то знайте, что он — не самый лучший для обучения.



Правильная посадка водителя

Отрегулируйте органы управления так, чтобы воздействовать на них легко и быстро. Эти мероприятия увеличат не только комфорт, но и безопасность.

Измените, если нужно, положение руля и подножек. Многие иномарки имеют регулировки положения рычагов на руле под размер своей ладони. Но помните: держать все время пальцы на рычагах сцепления и тормоза не следует — лучше надежно обхватить рукоятки руля. Установите педаль тормоза так, чтобы было удобно нажимать на нее, не снимая ноги с подножки. Не забудьте так отрегулировать положение зеркал, чтобы они отражали возможно большее пространство сзади мотоцикла. Операцию придется повторять при изменении нагрузки на мотоцикл, например при перевозке пассажира или тяжелых грузов.
Категория: Основы управления | Добавил: pan (12.11.2007) | Автор: www.zr.ru
Просмотров: 5824 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MClub © 2024
Хостинг от uCoz