Управляют
мотоциклом посредством руля, рычагов и педалей, а также электрических
кнопок и переключателей. Расположение органов управления на руле у всех
мотоциклов идентично: справа — поворотная рукоятка управления дросселем
(ручка «газа») и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг сцепления.
С
помощью ручки «газа» управляют частотой вращения (в просторечии —
оборотами) коленчатого вала двигателя. Для их увеличения поворачивают
ручку «газа» на себя; при отпускании ручки пружина возвращает ее в
положение, соответствующее холостому ходу. Притягивая пальцами рычаг
сцепления к рулю, разобщают двигатель c трансмиссией, а рычагом
переднего тормоза — затормаживают переднее колесо. Для приведения в
действие заднего тормоза следует нажать правой ногой на педаль,
расположенную возле правой подножки.
У некоторых мотоциклов на
руле также устанавливают рычаг привода декомпрессора, поворотный рычаг
(манетку) обогатителя. Декомпрессор облегчает пуск за счет сообщения
камеры сгорания цилиндра с атмосферой. Приводится он тросом,
соединенным с рычажком на руле. Некоторые зарубежные мотоциклы имеют
механизм автоматического включения декомпрессора при пуске
кик-стартером.
Рычаг обогатителя (его еще называют топливным
корректором, на зарубежных мотоциклах он обозначается Choke) связывает
тросом рычажок на руле с системой обогащения смеси в карбюраторе. Этой
системой пользуются при пуске холодного двигателя, когда требуется
более богатая смесь. У многих мотоциклов пусковой обогатитель
включается рычажком, установленным непосредственно на карбюраторе.
Топливный
кран, управляющий подачей бензина в двигатель, располагается под
топливным баком. Он имеет три положения, при которых: включен основной
запас топлива (On); включен резерв (Reserve); выключена подача топлива
(Off).
Замок зажигания находится чаще всего на приборной панели
или в корпусе фары. Разным положениям ключа соответствуют включение
различных цепей в системе электрооборудования (On, Off, Park) или
блокировка руля (Lock). На рукоятках руля имеются кнопки и
переключатели системы электрооборудования: справа — выключатель света,
кнопка электростартера (если он предусмотрен) и аварийный выключатель
двигателя (Stop); слева — переключатель указателей поворотов и света
фары (дальний — ближний) с кнопкой звукового сигнала.
Рычаг
ножного пуска двигателя (кик-стартер) может располагаться как справа
(все зарубежные мотоциклы), так и слева. При пуске двигателя на него
энергично нажимают ногой вниз.
Рычаг переключения передач
находится с левой стороны двигателя или коробки передач (если та
выполнена в отдельном от двигателя корпусе). Порядок включения передач
на всех мотоциклах одинаков: 1-я передача — рычаг вниз, все остальные —
вверх. Для включения каждой передачи водитель нажимает на рычаг
переключения до упора. Только включение нейтральной передачи
(«нейтрали»), при которой двигатель разобщен с трансмиссией, требует
«половинного» перемещения рычага. Современные зарубежные мотоциклы
имеют 5 передач (реже 6) и одну «нейтраль» (между 1-й и 2-й
передачами); большинство российских (а также чешских, украинских и
белорусских) — 4 передачи.
Контрольные приборы размещены на
приборной панели в поле зрения водителя. К ним относятся: спидометр,
тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости (масла),
количества топлива, заряда аккумулятора. Кроме того, лампы на панели
приборов сигнализируют о разряде аккумулятора, о низком давлении масла
или недостаточном его количестве; о включении: дальнего света фары,
«нейтрали» в коробке передач, указателей поворотов. Спидометр
показывает скорость движения мотоцикла, тахометр — частоту вращения
коленчатого вала двигателя.
Особенности расположения органов управления у разных типов мотоциклов
В
основном у трех- и четырехколесных мотоциклов (в том числе с боковыми
прицепами) и скутеров органы управления расположены так же, как и у
обычных двухколесных. У круизеров (чопперов) для придания водителю
специфической посадки имеются вторые подножки, вынесенные вперед. Там
же устанавливают педали-дублеры привода заднего тормоза и переключения
передач. Зарубежные мотоциклы (скутеры) с автоматической трансмиссией
не имеют рычага управления сцеплением. Рычаг с левой стороны руля
приводит в действие задний тормоз. Педаль тормоза отсутствует.
Все
трех- и четырехколесные мотоциклы оснащены стояночным тормозом. Чаще
всего он приводится специальным фиксатором педали тормоза заднего
колеса (колес), расположенным возле правой подножки. У зарубежных
четырехколесных мотоциклов он нередко располагается на левой рукоятке
руля, возле рычага привода сцепления. Также многие мотоциклы имеют
автоматическое сцепление, при этом передачи включаются, как и на
обычных моделях, ногой.
У мотоциклов с боковым прицепом, в
коробке передач которых предусмотрена передача заднего хода, для ее
включения (рукой) устанавливают отдельный рычаг («Урал», «Днепр»).
Также задним ходом (через привод электростартера) оснащают некоторые
тяжелые мотоциклы-одиночки. Для его включения используется специальный
рычаг.
Посадка водителя
С
первых минут нахождения за рулем следует принять правильную посадку.
Она не только облегчает управление, но и снижает утомляемость.
Сидеть
следует прямо, немного наклонившись вперед, при этом руки свободно
лежат на рукоятках руля, а локти слегка согнуты и приближены к
туловищу. Ноги во время езды ставят устойчиво на подножки, колени
обжимают топливный бак. Если тип мотоцикла не позволяет принимать такую
посадку (например, на спортбайке или чоппере), то знайте, что он — не
самый лучший для обучения.
Правильная посадка водителя
Отрегулируйте
органы управления так, чтобы воздействовать на них легко и быстро. Эти
мероприятия увеличат не только комфорт, но и безопасность.
Измените,
если нужно, положение руля и подножек. Многие иномарки имеют
регулировки положения рычагов на руле под размер своей ладони. Но
помните: держать все время пальцы на рычагах сцепления и тормоза не
следует — лучше надежно обхватить рукоятки руля. Установите педаль
тормоза так, чтобы было удобно нажимать на нее, не снимая ноги с
подножки. Не забудьте так отрегулировать положение зеркал, чтобы они
отражали возможно большее пространство сзади мотоцикла. Операцию
придется повторять при изменении нагрузки на мотоцикл, например при
перевозке пассажира или тяжелых грузов.