Одна
из целей покупки мотоцикла — ощущение свободы езды на открытом воздухе.
В отличие от водителей автомобилей, окруженных железом и пластиком,
мотоциклист чувствует себя частью природного окружения. Конечно, иногда
это имеет и отрицательные стороны: когда слишком холодно или идет
дождь. Именно для таких ситуаций и создана защитная экипировка, выбор
которой описан в подразделе Выбор защитной экипировки. Кроме того,
качественная и правильно подобранная мотоодежда может уберечь от травм
(или снизить их тяжесть) при ДТП.
Для защиты головы служит шлем,
применение которого обязательно практически во всех странах мира.
Помимо чисто защитных функций, с которыми многим мотоциклистам не
приходится сталкиваться ни разу в жизни, шлем предохраняет голову от
ветра, воды и пыли. Но красивый шлем еще способен создать определенный
имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами!
Наружная
оболочка шлема защищает голову от проникания посторонних предметов, а
внутренний слой поглощает энергию удара. Защитный ремешок удерживает
шлем от соскакивания при столкновении. В первую очередь следует
задуматься о защитных свойствах шлема, а не о его цвете и цене.
Существует несколько разновидностей шлемов, применение того или иного
вида не регламентируется российскими ПДД. Оно определяется вкусами
водителя, характером поездок и видом мотоцикла.
Типы мотоциклетных шлемов
«Интеграл»
Шлем, закрывающий 3/4 головы с лицевым экраном
Шлем с защитной подбородочной дугой
Открытый шлем
Шлем с поднимающейся защитной подбородочной дугой
Полностью
закрытые шлемы (их часто называют «интегралами») обеспечивают
наибольшую защиту, поскольку закрывают всю голову. Кроме того,
«интегралы» обладают хорошей звукоизоляцией, низким аэродинамическим
сопротивлением, а их стекло надежно защищает лицо от воды, холодного
ветра, пыли и насекомых. Их недостатки — жарко при остановках и езде на
малой скорости, они самые тяжелые (легкими считаются весящие 1200–1300
г). У некоторых моделей ограничена боковая видимость, в них сложно
носить диоптрийные очки. В «интегралах» страдают любители поговорить и
покурить. Современные конструкции обеспечивают неплохую многопоточную
вентиляцию головы и внутренней поверхности стекла. Такие шлемы
предпочтительны для спортбайков, но их используют и водители других
видов дорожных мотоциклов. Однако для обучающихся вождению на площадке
«интегралы» неудобны.
Шлемы, закрывающие 3/4 головы, хотя и не
обеспечивают такой защиты, как «интегралы», однако имеют большой обзор,
комплектуются солнцезащитным козырьком (под него можно надевать очки,
как с диоптриями, так и защитные, в том числе с маской, закрывающей низ
лица). Многие предпочитают именно их. Разновидность таких шлемов — с
защитной подбородочной дугой, которая может быть как съемной, так и
(чаще всего) выполненной заодно с основной оболочкой. Шлемы используют
для езды на мотоциклах двойного назначения (по дорогам и бездорожью),
занятий внедорожным мотоспортом.
Открытые шлемы с небольшим
козырьком или защитным экраном используют преимущественно водители
круизеров (чопперов). В этих шлемах приятно обдувается лицо в жаркую
погоду, в них можно свободно есть, пить, курить и разговаривать. У них
прекрасные обзорность и слышимость, малый вес (1000 г и менее). Но
защита при ДТП у них самая низкая. Однако именно в таких шлемах лучше
всего обучаться вождению на площадке.
Недавно появилась
компромиссная разновидность открытого шлема и «интеграла». Внешне она
выглядит как «интеграл», но имеет поднимающуюся вверх подбородочную
дугу. Достоинства открытых шлемов здесь сочетаются с достаточно
высокими защитными свойствами. Применяются такие шлемы чаще всего
мототуристами-«дальнобойщиками», для которых предусмотрена установка
дополнительного оборудования интеркома или гарнитуры радиостанции. Для
учебной езды шлемы с откидывающейся подбородочной дугой слишком тяжелы
и дороги.
Все шлемы состоят из двух основных частей: наружной —
«скорлупы», или колпака, и внутренней — начинки. Наружная определяет
физико-механичесике свойства шлема (прочность) и в значительной степени
внешний вид. Внутренняя защищает голову от сотрясений и обеспечивает
комфорт.
Конструкция шлема
Внутреннее устройство
Потоки вентиляции
Наружные
оболочки шлема изготавливают из двух видов пластмасс: стеклопластика (в
том числе кевлара) и термопластичных материалов (АБС, разных
полиамидов, полиэтилена низкого давления). Материалы первого рода
позволяют снизить вес за счет меньшей толщины «скорлупы»; шлемы из
термопластов тяжелее. Однако механическая прочность и тех и других
примерно одинакова, что подтверждается сертификатами.
Клеят
«скорлупу» из вырубленных по лекалам (или вырезанных лазерным лучом)
кусочков ткани. Крупные «шлемные» фирмы используют ткани, защищенные
патентами, о чем можно узнать из аннотации к шлему. Производители
постоянно работают над совершенствованием шлемов, чтобы они были легче,
дешевле и в то же время надежнее. На сегодня шлемы, изготовленные из
пластика литьем под давлением, более легкие и дешевые, но имеют меньший
срок службы. Стеклопластиковые шлемы дороже, особенно с ручной укладкой
слоев специальной ткани.
Основу мягкой внутренней обивки
составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет
размер шлема — «скорлупы». К колпаку добавляется ткань, поролоновые
уплотнители, ремешки, застежки. Застежки бывают, как правило, двух
видов: простая комбинация двух скоб и «быстрые». Как ни странно,
обычные скобы применяются на самых «крутых» гоночных шлемах, а японская
фирма Arai даже запатентовала такую застежку.
Все выпускаемые в
мире шлемы должны отвечать очень строгим стандартам. Самый жесткий из
них — австралийский, американские (DOT, Snell, ANSI) — чуть мягче.
Стандарт России «Шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и
мопедов», утвержденный в 1990 г. полностью соответствует международным
европейским требованиям по так называемому Правилу ЕЭК ООН № 22.
Любая из сертифицирующих организаций проверяет шлем на соответствие:
амортизации удара — способности шлема поглощать энергию;
периферийной видимости — обеспечению конструкцией шлема угла видения в каждую сторону не менее 105°.
Все
проверки шлемов производят на специальных стендах. Самое серьезное
испытание — на проникание. По пробойнику с углом заточки 60° ударяет
падающая с высоты 1 м гиря весом 3 кг. Колпак, конечно, пробивается, но
конус не должен войти внутрь более чем на 1 мм.
Покупая шлем, обратите внимание на следующее:
шлем
должен быть заводского изготовления, желательно известных фирм. Это
гарантия того, что он удовлетворяет всем требованиям стандартов;
на
шлеме (или на ремешке) должны быть бирка соответствия стандарту (у
европейских производителей это буква «Е» в кружке и цифра,
соответствующая международному коду страны («E22» — шлем сертифицирован
по стандартам России);
на оболочке шлема должно быть клеймо месяца и года выпуска.
Не
ошибитесь с размером шлема. Если вы носите диоптрические очки,
убедитесь, что шлем позволяет их снимать и надевать. Выбирайте яркие
тона, хорошо видимые другими водителями. В то же время знайте, что
пестрая раскраска повышает цену на 10 % и более, самые дешевые шлемы —
одноцветные. Поинтересуйтесь, насколько они комфортны и что к ним
прилагается из аксессуаров.
Наиболее совершенны (и дороги)
«интегралы»: они созданы для самых скоростных мотоциклов. В некоторых
моделях для защиты горла от ветра из подбородочной дуги выдвигается
щиток, а для отвода дыхания от стекла в комплект входит съемный носовой
дефлектор. Предусмотрены регуляторы системы вентиляции, а сама система
может быть разветвленной. Стекло тоже непростое — из сверхпрочного
многослойного материала, устойчивого к внешним повреждениям. Совсем
нелишней деталью является защелка стекла — ведь если обернуться на
высокой скорости, стекло обычного шлема может открыться. Защелка может
иметь два положения: полностью закрытое и с щелью для лучшей
вентиляции. Убедитесь при покупке в четкой работе защелки.
«Внутренности» шлемов (не только «интегралов») нередко пропитывают
антиаллергическим составом и предусматривают возможность их вынимать и
стирать.
Многие мотоциклисты не используют шлем оттого, что просто не умеют его надевать, а для этого нужно всего лишь:
перевернуть шлем, удерживая его за ремни возле точек крепления к оболочке;
развести с силой «уши» шлема за ремни в стороны;
надеть шлем и отпустить ремни.
Если
размер шлема подобран правильно, он должен сидеть как влитой, не
вызывая отрицательных ощущений. Перед тем как снять шлем, снова следует
развести «уши» шлема за ремни в стороны. Первое впечатление от нового
шлема — он мал. Но подождите несколько минут, за это время эластичная
набивка примет форму вашей головы. Если шлем болтается при резких
поворотах, кивках головой или сваливается при расстегнутом ремешке — он
велик. При езде в таком шлеме будет досаждать шум ветра, будет
поддувать, а в случае аварии он может просто слететь с головы.
Размер
шлема часто соответствует размеру шапки. Если вы не знаете своего
размера, измерьте периметр головы по наибольшему «сечению» — над
бровями и ушами. Возможно, придется сделать несколько замеров, пока не
выявится наибольший. К сожалению, у многих производителей свои
соображения по поводу размера головы. Например, носящему головной убор
59-го размера впору будет шлем 62-го. Также не стоит ориентироваться на
обозначения типа «М», «XL». А еще шлемы могут быть разной глубины, так
что без примерки все равно не обойтись.
Когда шлем выбран,
отрегулируйте длину ремешка. И всегда застегивайте шлем, иначе все
разговоры о безопасности останутся только разговорами. Большинство
производителей шлемов рекомендуют при нормальной эксплуатации заменять
шлем каждые 2–4 года (больший срок относится к изделиям из
стеклопластика). Если вы обнаружите какие-нибудь дефекты шлема, то
сделайте это раньше. Кроме того, все мотоциклетные шлемы рассчитаны
только на одну аварию — затем их следует заменить.
Чтобы шлем
был пригоден, храните его бережно. Обидно будет покупать новый из-за
собственной небрежности, когда он просто упал на асфальт с руля или
седла. Даже если удар не настолько сильный, чтобы повредить «скорлупу»,
его хватит для того, чтобы поцарапать краску или стекло. Ведь только
самые дорогие шлемы имеют поверхность, стойкую к механическим
воздействиям. Поэтому лучше хранить и перевозить шлемы в специальных
мешках-футлярах из мягкой ткани.
Шлем можно испортить, если
оставлять его на топливном баке мотоцикла, около горячих выхлопных
труб. Избегайте перевозки открытого шлема на мотоцикле, кроме случаев,
когда он надет на голову пассажира.
Выбор защитной экипировки
Если
голову надежно защищает шлем, то лицо чаще остается открытым. Лишь
«интегралы» и некоторые другие модели имеют лицевые экраны. В то же
время любой мотоциклист, познавший «прелести» контакта лица с камнем
или крупным насекомым, расскажет о необходимости защиты лица. Ветровой
щиток мотоцикла не обеспечивает полной защиты лица и глаз. Воздушный
поток, идущий поверх него, заносит капли воды, насекомых и песок. Кроме
того, от ветра слезятся глаза. Обычные диоптрийные очки (у мотоциклиста
они должны быть только с ударопрочными линзами) могут защитить глаза от
прямого попадания посторонних предметов, но не спасут от ветра и
соринок.
Существует несколько видов лицевых экранов, которые
могут закрывать все лицо или его часть (см. рис. Шлем, закрывающий 3/4
головы с лицевым экраном). Выбирая лицевой экран, убедитесь, что он
подходит к шлему, его крепление достаточно надежно (чтобы его не сдуло
ветром). Материал экрана должен быть ударостойким, о чем
свидетельствует метка о соответствии стандартам.
Мотоциклетные
очки бывают нескольких видов, кроме того, можно использовать очки для
горнолыжников или велосипедистов. Солнечные очки можно носить только
при ярком дневном свете. В любом случае очки должны не снижать обзор и
видимость и надежно держаться под шлемом, чтобы их не сдвигало потоком
воздуха. Если очки имеют пластиковую маску (или более короткую
полумаску), то она не должна затруднять дыхание и в то же время не
давать запотевать внутренней поверхности. При использовании лицевых
экранов или очков их поверхность всегда должна быть чистая. Очищают их
только слабым мыльным раствором или специальными жидкостями —
очистителями пластика. Не следует протирать поверхность всухую — после
нескольких таких чисток очки придут в негодность.
Очки, надеваемые на диоптрийные очки
Очки с голограммой
Очки в стиле ретро
Очки с перемоткой
Помимо
обычной одежды для мотоциклистов производятся специальные куртки и
брюки или комбинезоны. Такая одежда предпочтительнее, ведь она
спроектирована с учетом того, что мотоциклист находится в сидячем
положении. Поэтому рукава и штанины несколько длиннее. Кроме того,
имеются специальные запахивающиеся замки на молниях и «липучках», чтобы
не проникали ветер и вода. Данью требованиям безопасности являются
специальные нашивки или вставки в местах, наиболее страдающих при
падении. Многие мотоциклисты предпочитают одежду из кожи, поскольку она
прочная, не продувается и обеспечивает хорошую защиту от холода и
травм. В то же время производится одежда из других материалов,
достаточно прочных, но более дешевых.
Защитная экипировка
Кожаный комбинезон с ботами водителя спортбайка
Куртка и брюки со встроенной защитой
Защитный пояс
Легкая куртка
Универсальная куртка для езды по городу
Даже
в теплую погоду постоянное воздействие ветра при езде может вызвать
гипотермию — резкое понижение температуры тела. Гипотермия опасна тем,
что водитель теряет способность концентрироваться и адекватно
реагировать на дорожные условия. В теплый день (18° С) мотоциклист,
едущий по трассе со скоростью 90 км/ч, ощущает такой охлаждающий
эффект, как будто наступила зима и вокруг +1° С.
Другая
крайность — жаркая погода или медленная езда (например, в «пробках»). В
этом случае в защитной одежде может стать слишком жарко. В специальной
мотоциклетной одежде для таких случаев предусмотрены «дышащие»
материалы внутренней отделки и вентиляция. Кроме того, одежду следует
расстегнуть. Но не следует снимать экипировку — помимо опасности травм
при ДТП защитная куртка и брюки в жаркую погоду предотвратят
обезвоживание кожи от жары и ветра.
Для поездок в холодную
погоду внутрь надевают несколько теплых вещей, часто используют
специальное термическое белье. Верхняя одежда — ветрозащитная, она не
должна допускать холодный воздух к открытым частям тела. Для любителей
«дальнобоя» в нежарких странах выпускают одежду с электроподогревом.
Не
забывайте, что специальная одежда не только повышает комфорт при езде,
но является элементом активной безопасности. Яркие цвета делают
мотоциклиста более заметным на дороге в туман, дождь и сумерки, а
светоотражающие нашивки — ночью.
Обувь также играет важную роль
в снижении травматизма. Закрывающие лодыжку кожаные боты защитят от
множества неприятностей: камней, летящих из-под колес встречного
транспорта, ожогов о выхлопные трубы. Резиновые подошвы не дают
скользить по тротуару и подножкам мотоцикла. При авариях боты
предохраняют ноги от вывихов, ушибов и переломов.
Мотоциклетные боты
Для езды по городу
Для внедорожной езды
Для спортбайков
Перчатки
защищают руки от камней, ветра, солнца и холода, а при падениях — от
ссадин и синяков. Если перчатки слишком толстые, то управлять
мотоциклом неудобно, а в слишком тонких холодно. Поэтому надо иметь
несколько пар перчаток на все случаи.
Мотоциклетные перчатки
Спортивные
Для повседневной езды
Утепленные
Для «имиджевых» поездок
Дождевая
защита — не роскошь и не прихоть. Сухой ездок находится в большем
комфорте, чем промокший и замерзший. Специальную непромокающую одежду
надевают поверх обычной. Цельные комбинезоны или костюмы из двух частей
чаще всего изготавливают из поливинилхлорида или нейлона ярко-оранжевой
или желтой окраски. У куртки с высоким воротом передняя молния имеет
«липучки» или кнопки для фиксации.
Дождевая защита (водонепроницаемый комбинезон, надеваемый поверх защитной одежды)
Выбирая
влагонепроницаемую одежду, не забудьте о защите от воды для перчаток и
бот. Обычно она имеет большой размер, чтобы надеваться поверх и не
мешать управлению. Защиту на боты следует снимать перед ходьбой.
Осмотр мотоцикла и его подготовка к выезду
Любой
мотоцикл, даже самый дорогой и совершенный, нуждается в осмотре перед
выездом. Прежде всего, проверяют (хотя бы на глаз, а при сомнениях —
манометром) давление в шинах. Если предстоит поездка на большое
расстояние с пассажиром или грузом, давление повышают до значений,
рекомендованных инструкцией к мотоциклу. В этом случае без манометра не
обойтись. Опасно ездить на шинах с дефектами: вспучиваниями, порезами,
расслоениями резины, а также изношенным протектором. Его предельная
остаточная высота по требованиям ПДД не должна быть менее 0,8 мм.
Осмотр мотоцикла перед выездом
а — проверка тормоза; б — осмотр шин и цепной передачи
Вторая
важная система — тормоза. Оценивая состояние гидропривода (тормозов,
сцепления), следят за состоянием шлангов (не должно быть потертостей и
порезов), их соединения с цилиндрами (не должно быть подтекания
жидкости), а также уровнем жидкости. Для контроля уровня жидкости в
бачке переднего тормоза имеется специальный глазок; бачок заднего
тормоза обычно изготавливают из прозрачного материала. Жидкость
доливают строго того же типа, какой был ранее залит согласно указаниям
инструкции. При «провале» рычага (педали) тормоза с гидроприводом его
прокачивают.
У барабанных тормозов степень износа накладок
колодок определяется положением стрелки (флажка) индикатора износа,
закрепленной на оси разжимного кулачка. Стрелка при нажатом рычаге
тормоза не должна выходить из зоны допустимого износа. В дисковых
тормозах минимальная толщина фрикционного слоя колодки равна 1–1,5 мм.
Также осматривают рабочую поверхность диска — нет ли на ней рисок — и
измеряют его толщину. Минимальная толщина диска приведена в инструкции
и обычно нанесена на его поверхности.
Приводы сцепления,
тормозов и дросселя должны иметь свободный ход 1–2 мм. Если привод
механический (тросом), то этот трос должен перемещаться в оболочке без
заеданий и легко возвращаться назад при снятии усилия. Кронштейны
рычагов должны быть надежно закреплены на руле. В моделях, у которых
сцепление имеет гидропривод, как и в случае с тормозами, проверяют
уровень жидкости в бачке. При внешнем осмотре двигателя или отдельно
расположенной коробки передач проверяют, нет ли подтекания масла из
картера. Если оно есть, а также при периодическом ТО контролируют
уровень масла. Для этого в картере или крышке имеются контрольное
отверстие, глазок или щуп. При необходимости масло доливают или меняют,
а в случае потеков устраняют их причину.
У мотоциклов с приводом
колеса цепью очень важно знать состояние цепи и звездочек. Внешний
осмотр может выявить износ зубьев звездочек, дефекты или чрезмерное
растяжение цепи. Безопасная эксплуатация мотоцикла возможна лишь при
правильном натяжении цепи — оно характеризуется величиной свободного
прогиба (провисания) цепи.
Подвески колес обслуживают нечасто,
только когда они перестают гасить толчки. Происходит это из-за износа
деталей и вытекания жидкости, поэтому сигналом о возможности скорого
выхода из строя амортизаторов служат утечки через сальники. При
увеличении нагрузки увеличивают предварительное поджатие пружин. У
спицованных колес все спицы должны быть натянуты равномерно. Натяжение
проверяют легкими ударами небольшого гаечного ключа по серединам спиц —
правильно натянутые должны звучать звонко. У литых колес недопустимы
трещины и помятости обода — при их обнаружении колесо следует заменить.
У
мотоцикла с боковым прицепом не должно быть люфта в точках крепления
бокового прицепа к раме мотоцикла. У рулевого управления не допускается
заедание подшипников в любом положении руля, а также их люфт. Руль не
должен иметь деформаций и трещин.
И еще. Не забудьте про себя —
ваше физическое и моральное состояние важны не менее, чем правильное
давление в шинах и пригодный шлем. Езда на мотоцикле требует полной
концентрации внимания. Не размышляйте о посторонних вещах и не
пользуйтесь магнитофоном.