Видеть
и быть увиденным — одно из главных условий «выживания» мотоциклиста.
Прежде всего, во время езды внимание должно быть сконцентрировано на
обстановке вокруг. Если же вы думаете о том, как и когда отпускать
сцепление или какую включить передачу, — значит, вам рановато выезжать
на дорогу. Покатайтесь еще на учебной площадке или пустыре, пока не
выработался автоматизм управления.
Видеть нужно больше того, что
перед вами. Необходимо представлять, что происходит по бокам и сзади.
Информации, полученной от зеркал, не всегда бывает достаточно, если они
имеют мертвые зоны. У человека угол зрения составляет 90–100°, и,
повернув голову на 30°, можно оценить боковым зрением — не «висит» ли
кто на колесе в мертвой зоне.
Мертвые зоны зеркал
И
об очевидном: перед троганьем с места убедитесь (лучше, если повернуть
голову), что сзади свободно, затем включите левые указатели поворота и
спокойно выезжайте на проезжую часть.
Расположение на проезжей части
Расположение
мотоциклиста на дороге (у осевой, посредине полосы или ближе к
тротуару) зависит от различных факторов дорожной обстановки и ваших
намерений. К ним относятся:
дефекты покрытия и посторонние предметы на дороге;
воздушные потоки от большегрузных автомобилей и автобусов или боковой ветер;
стремление лучше видеть дорожную обстановку;
сообщение другим водителям о своем намерении повернуть или остановиться;
обеспечение запасного варианта пути при возможном (прогнозируемом) возникновении опасности.
Все
препятствия на проезжей части условно могут быть разделены на три
группы. Первая — движущиеся объекты. Это автомобили, мотоциклы,
велосипеды. Хотя траектория их перемещения характеризуется определенной
упорядоченностью (насколько водители соблюдают ПДД, сигналы светофора и
разметку), все равно следует быть начеку. Ко второй группе относятся
пешеходы (в том числе в нетрезвом состоянии, а также дети и животные).
Они перемещаются относительно медленно, но выделяются
непредсказуемостью действий и короткими быстрыми движениями. От них
лучше держаться подальше. И третья группа — стационарные объекты:
ограждения, стоящие автомобили, столбы, дорожные люки (иногда
открытые). Хотя они не могут перебегать дорогу, но подчас, в сочетании
с другими препятствиями, могут создать критическую ситуацию.
Не
менее важно с точки зрения вашего «выживания» — быть увиденным. Ведь
больше половины аварий происходит оттого, что другие водители просто не
заметили мотоциклиста до того момента, когда стало слишком поздно...
Как было уже сказано, мотоцикл меньше по габаритам, а значит, его
труднее выделить в транспортном потоке и правильно оценить скорость.
Некоторые водители стараются еще больше «замаскироваться»: не включают
фару, не моют свой мотоцикл и одеваются в темную одежду. А нужно делать
все наоборот: ехать не просто с включенным стояночным светом, лишь бы
что-то теплилось в фаре, а только со светом фары. Мотоцикл должен быть
чистым и ярким, как одежда мотоциклиста и шлем. Все это элементы
активной безопасности.
Естественно, что приборы сигнализации —
указатели поворотов и сигналы (звуковой и торможения) должны работать.
В некоторых ситуациях полезно дублировать указатели поворота рукой,
например, при перестроении в левый ряд и при повороте (развороте).
Движение рукой сразу привлекает внимание и позволяет избежать
недоразумений. Перед торможением мигните пару раз сигналом торможения —
ведь пульсирующий свет более заметен, чем горящий постоянно.
Чтобы
сделать себя более видимым в транспортном потоке, необходимо правильно
«разместить себя». Не следует ехать в одном ряду с грузовиком или
автобусом, лавировать без необходимости в потоке машин. Возможно, вы
сможете безопасно делать это позже, когда наберетесь мастерства и
опыта, а пока старайтесь создать вокруг себя зону отчуждения. Это
поможет не только самому видеть дорожную обстановку, но даст время на
поиск запасного варианта траектории движения в экстренной ситуации.
Расположение мотоцикла на проезжей части
I — у осевой линии; II — посредине; III — ближе к тротуару. Выбор полосы движения зависит от дорожной обстановки
Не
следует чрезмерно приближаться к движущимся впереди: это быстро
утомляет и к тому же легко «прозевать» какой-либо предмет, пропускаемый
автомобилем между колесами, например открытый люк или кирпич.
Общеизвестна рекомендация по определению безопасной дистанции: значение
скорости (в км/ч) делить на 2 и считать, что это расстояние в метрах. В
городе в условиях интенсивного движения эту цифру можно немного
сократить, поскольку водитель находится все время начеку. В противном
случае другие норовят заполнить пустоту. «Сидящих на хвосте» не
подпускайте слишком близко: мигните несколько раз фонарем сигнала
торможения.
Проезд перекрестков и пересечений
Перекрестки
в городе — серьезное испытание для новичков, ведь нужно не только
управлять мотоциклом (трогаться, переключаться, тормозить). Сложность
представляет даже не интенсивное движение (или вообще «пробка»), когда
сложно маневрировать. Многоуровневые развязки современных городов,
«хитрые» разводки по полосам, запрещающие знаки и неизвестно где
расположенные светофоры — все это ставит в тупик и опытного водителя,
не знающего местности.
Поначалу старайтесь ездить известными
маршрутами недалеко от дома, постепенно расширяя зону охвата.
Неизвестные маршруты исследуйте в выходные или в такое время суток,
когда нет интенсивного движения. Даже если вы проскочите нужный
поворот, можно будет вернуться и сделать второй заход. По возможности
избегайте нарушений ПДД, и не только из соображений «налететь» на
штраф. Другие транспортные средства, водители которых знают маршрут,
могут ехать быстро и не ожидать вашего запрещенного маневра. Лучше
потерять время на «легальный» объезд — сбережете уши от нелицеприятных
высказываний, нервы, а может, даже и жизнь.
На перекрестках (да
и не только на них) ваши глаза должны постоянно «сканировать»
обстановку вокруг, отмечая все возможные источники опасности и их
перемещения. Мозг же тем временем моделирует возможные ситуации,
выделяя объекты, которые могут оказаться на пути. Этот поиск
потенциальной опасности должен происходить непрерывно, ведь от него
зависит ваша жизнь! Но не следует при этом задерживатьвзгляд и
концентрировать внимание на каком-либо одном объекте более чем на долю
секунды.
Оценка обстановки на перекрестках
I — (зеркало заднего вида) — приближающийся автомобиль останавливается; II — светофор переключается на «зеленый»; III — автомобиль готовится к повороту; IV — знак, предписывающий объезд;
V — автомобиль трогается; VI — пешеход может перебежать дорогу; VII — автомобиль может поехать на «красный»
Наибольшую
опасность на перекрестках представляет встречный транспорт,
поворачивающий налево. «Незаметный» мотоцикл водитель воспринимает
иначе, чем, скажем, грузовик. И попытается проскочить, даже если
преимущество на вашей стороне. Другая критическая ситуация возникает у
правого ряда, когда там едет автомобиль и еще достаточно места для
проезда мотоцикла. Часто водитель машины, объезжая стоящий на левый
поворот транспорт, совершает резкий маневр направо не глядя в зеркало.
Он уверен, что там никого нет: ведь ширина полосы явно меньше той, что
требуется для автомобиля.
Малые размеры мотоцикла и высокая
маневренность позволяет часто проезжать перекрестки «под прикрытием»
машин. Но не нужно этим увлекаться, так как для водителя «прикрывающей»
вас машины едущий рядом мотоцикл может оказаться в мертвой зоне зеркал.
Если
на равнозначном перекрестке сложная ситуация и несколько водителей
решают, кому ехать первым, не спешите. Пусть наиболее нетерпеливые
разберутся друг с другом, а с одним оставшимся вы поступайте, как
требуют ПДД. Когда наберетесь достаточного опыта городской езды, и
изучите все маршруты, все равно не расслабляйтесь. Ситуация может
измениться в любой момент: знаки и разметку меняют без предупреждения,
на дорогу могут пролить масло или уронить посторонние предметы.
Статистика показывает, что наибольшее количество аварий происходит
именно вблизи дома.
Стоянка и остановка
Одни
из важных достоинств мотоциклов — легкость их парковки и
малогабаритность. Многие жители городов предпочитают для поездок летом
мотоцикл именно из-за этих его качеств. Если место на краю проезжей
части плотно заставлено, можно воспользоваться своим правом вести
мотоцикл на руках по тротуару. Также допускается парковать
мотоциклы-одиночки в два ряда параллельно краю проезжей части.
Подробнее права мотоциклистов, закрепленные ПДД, изложены в подразделе
Изучение Правил дорожного движения.
Такой способ парковки мотоциклов не запрещается ПДД
Даже
на самой плотно заставленной стоянке всегда найдется место для
мотоцикла. Все же, если вы паркуете свой аппарат в узком пространстве
между машинами, задумайтесь: а сможет ли водитель автомобиля открыть
дверь или выехать? В противном случае разъяренный автомобилист может
повредить или даже опрокинуть вашего «коня».
Старайтесь не
ставить мотоцикл позади больших машин (грузовиков, автобусов,
фургонов). Их водители, «сдавая» назад по зеркалам, могут попросту не
заметить ваш байк... Паркуя тяжелый мотоцикл, подумайте, как лучше его
поставить. Если придется подавать его назад (или перекатывать через
какое-нибудь препятствие), оцените свои физические возможности. Ведь
задний ход имеют далеко не все модели. Оставляя мотоцикл, обязательно
убедитесь в твердости покрытия под подставкой. Нередко летом асфальт
размягчается, подставка (или боковой упор) продавливает его и мотоцикл
падает. При этом страдают не только зеркала и рычаги руля, но и стоящие
рядом машины.
При парковке следует принять противоугонные меры.
Обычно каждый мотоциклист имеет свой арсенал средств. Самые серьезные
должны пускаться в ход, если предстоит длительная стоянка мотоцикла.
Противоугонные устройства
Противоугонный замок
Противоугонный трос
Противоугонная блокировочная скоба для дискового тормоза
Перевозка пассажира и груза
Перевозка
груза и пассажира на мотоцикле-одиночке может вызвать неожиданные
ощущения. Особенно если их весогабаритные показатели сильно превышают
таковые у водителя. Здесь важны три момента: вес, расположение и
закрепление груза.
Пассажир должен твердо знать несколько
правил. Главное — не стараться активно участвовать в управлении
мотоциклом. Не нужно наклоняться прежде водителя или, еще хуже,
препятствовать наклону мотоцикла. Таким пассажирам дайте совет: лучше
просто сидеть «мешком», слившись с водителем и повторяя его движения.
Держаться следует за предусмотренные конструкцией ручки или ремешок
поперек седла. Можно держаться и за водителя, но не удушая его своими
объятиями. На коротких остановках не следует спускать ноги с подножек,
это может вызвать потерю равновесия водителем. И конечно, не
приближайте руки и ноги к вращающимся и горячим деталям.
Перевозка пассажира
Пассажир держится за водителя (не сдавливая его)
Пассажир держится за специально предусмотренные ручки (дуги)
При торможении на спортбайках бывает удобно упереться в топливный бак
Несколько
советов водителю. Не забудьте подкачать шины в соответствии с
увеличивающейся нагрузкой. Следите, чтобы пассажир был соответствующе
одет и имел шлем на голове. И не старайтесь поразить вашего спутника
(спутницу) «крутой» ездой с заносами, визгом резины при резком
торможении, отрывом переднего колеса при троганье. Для большинства
пассажиров спокойная поездка на мотоцикле — это верх наслаждения.
Сомневаетесь – сядьте назад сами...
Вождение мотоциклов разных типов
Пересаживаясь с двухколесного мотоцикла на трех- или четырехколесный, начинающий водитель всегда почувствует себя неуверенно.
Мотоциклы
с боковым прицепом требуют специфических навыков вождения. Главная их
особенность — невозможность компенсации на поворотах центробежных сил
наклоном корпуса. Попросту, такой мотоцикл не наклонишь, он ведет себя,
как автомобиль. Правда, в отличие от последнего, на мотоцикле с боковым
прицепом можно наклоном туловища в нужную сторону заметно облегчить
прохождение поворотов. Однако самое сложное — то, что при поворотах
вправо и влево мотоцикл ведет себя по-разному.
При правом
повороте после небольшого поворота руля боковой прицеп старается взмыть
в воздух (особенно если он не загружен). Нередко новички вообще не
могут повернуть направо и продолжают ехать прямо, съезжая с дороги.
Противодействие — увеличить радиус поворота руля или, как это ни
покажется на первый взгляд парадоксальным, прибавить «газ». Правильные
установка бокового колеса и развесовка, а также полученный опыт
позволят не бояться правых поворотов.
При правых поворотах на мотоцикле с боковым прицепом колесо прицепа стремится оторваться от дороги
При
левом повороте требуется приложить некоторое усилие к рулю. Не
обольщайтесь кажущейся легкостью маневра: именно левые повороты самые
коварные. При резком движении руля в сочетании с торможением силы
инерции стремятся перевернуть мотоцикл. Воображаемая ось проходит через
пятна контакта переднего колеса и бокового колеса с дорогой. Переворот
происходит очень быстро, и, если он начался, сделать ничего уже нельзя.
Последствия чаще всего фатальны, особенно для пассажира коляски.
Несколько снижает вероятность переворота по возможности меньшая
загрузка бокового прицепа.
Левый поворот на мотоцикле с боковым прицепом грозит переворотом в сторону
На
мотоцикле с боковым прицепом несколько компенсировать действие
центробежных сил, как при повороте направо, так и налево, можно,
наклоняясь вместе с сидящим сзади пассажиром внутрь поворота. Вторая
особенность мотоциклов с боковым прицепом — наличие второй колеи (и,
соответственно, увеличенной ширины всего мотоцикла). К этому легче
привыкнуть водителям автомобиля, нежели мотоцикла-одиночки.
Посадка пассажира на поворотах на мотоцикле с боковым прицепом
Третья
особенность — воздействие сил инерции бокового прицепа. Ее ощущаешь
сразу при троганье: мотоцикл стремится сам повернуть вправо. При сбросе
«газа» и торможении (особенно если тормоз бокового колеса не работает)
мотоцикл стремится повернуть влево.
Действие сил инерции
бокового прицепа тем сильнее, чем больше он загружен. По этой причине
многие водители предпочитают сажать пассажира на заднее сиденье. Во
время первых учебных поездок будьте готовы к тому, что при ускорениях и
замедлениях придется прикладывать некоторые усилия к рулю, чтобы
сохранить прямолинейное движение.
Для выработки чувства
габаритов положите на площадке доску и попытайтесь попасть на нее
боковым колесом, двигаясь по прямой, а затем — выходя из поворота.
Поставьте из картонных ящиков ворота и проезжайте их на малой скорости,
постепенно сближая ящики. И наконец, научитесь поднимать мотоцикл на
два колеса (используя резкий поворот руля вправо) и сохранять после
этого прямолинейное движение. Но не увлекайтесь «двухколесной» ездой,
ведь она создает повышенные нагрузки на колеса и детали подвесок.
Выработка чувства габаритов на мотоцикле с боковым прицепом с помощью «габаритной доски»
Мотоциклы
с приводом на колесо бокового прицепа — не редкость. Однако не надо
обольщаться их повышенной проходимостью. Даже с кроссовыми шинами эти
мотоциклы никак нельзя назвать вездеходами. Причин две: нехватка
крутящего момента «на низах» и отсутствие блокировки дифференциала. Не
только на скользком грунте, но и при поворотах стоит колесу прицепа
получить свободу, как оно начинает бешено раскручиваться, а другое,
соответственно, останавливается. И получается, что во время правого
поворота (прохождению которого, если помните, способствует ускорение
мотоцикла) мотоцикл замедляется и даже останавливается. Опытному
«колясочнику», привыкшему к езде в сложных условиях на двух колесах,
управлять таким мотоциклом будет, по крайней мере, непривычно. Конечно,
у мотоциклов с ведущим боковым колесом есть и плюс: независимо от
загрузки бокового прицепа руль не ведет в сторону.
Принципиальное
отличие трехколесных мотоциклов (трайков) от мотоциклов с боковым
прицепом с точки зрения их управляемости состоит в том, что правые и
левые повороты они проходят совершенно одинаково. Внутри своего класса
трайки делятся на конструкции с независимой и зависимой подвеской
задних колес. Первые, к ним относятся «Муравей», «Тула» и большинство
самодельных трайков-чопперов, имеют несколько меньшую склонность к
переворотам, чем мотоциклы с зависимой подвеской (из отечественных к
последним относится «Фермер»).
При управлении трайком любой
конструкции избегайте резких поворотов рулем. Ведь отрыв от дороги
одного из задних колес, из-за наличия дифференциала, приводит к тем же
нежелательным последствиям, что и у мотоциклов с боковым прицепом с
ведущим колесом. Поэтому перед поворотом снижайте скорость и смещайте
корпус внутрь виража.
Четырехколесные мотоциклы более устойчивы
на поворотах, чем трехколесные. Правда, ездить по дорогам общего
пользования на них практически во всех странах мира запрещено, для них
там строят специально оборудованные трассы.
Российские
четырехколесные мотоциклы адаптированы для езды по дорогам общего
пользования. Их отличают от зарубежных мотоциклов крайне жесткие и
относительно низкопрофильные шины и жесткое крепление заднего моста.
Это накладывает скоростные ограничения: движение быстрее 30 км/ч
становится небезопасным, так как из-за подскакиваний мотоцикла теряется
управляемость. К тому же геометрия рулевого управления и подвески
передних колес такова, что мотоцикл ехать прямо сам по себе не хочет.
Поэтому не отвлекайтесь на ходу и не отпускайте руль — тогда с этой
пока еще редкой машиной можно будет справиться.
Одним из
достоинств отечественных четырехколесных мотоциклов является наличие
блокируемого дифференциала. Этот узел позволяет легко (и без лишнего
износа шин) поворачивать на дорогах и в то же время обеспечивает
проходимость на бездорожье (при блокировке дифференциала). Кроме того,
на таких машинах имеются понижающая передача и задний ход.