В
1885 году Готлиб Даймлер построил в Германии двухколесный экипаж с
целью испытать свой новый двигатель внутреннего сгорания. Именно тогда
и была заложена концепция мотоцикла, которая в целом не изменилась до
наших дней: водитель сидит над двигателем, управляет передним колесом
посредством прямого (незамкнутого) руля, а ведущим колесом является
заднее.
Примерно половину времени своего существования мотоциклы
рассматривались как более доступное, чем автомобиль, транспортное
средство из-за своей простоты (и, следовательно, дешевизны). Ситуация
изменилась во второй половине ХХ века, когда в развитых странах Европы
и в США появились недорогие автомобили, дающие больший комфорт водителю
и пассажирам, и к тому же способные перевозить больше груза. Интерес к
мотоциклу как средству транспорта резко пошел на убыль.
И лишь в
конце прошлого столетия интерес к мотоциклам вновь возрос, но уже как к
средству для занятия спортом, отдыха, развлечений, создания
определенного имиджа. Простота, экономичность и дешевизна мотоциклов
уступили место технической «навороченности», броскому дизайну и высокой
стоимости, во многом диктуемой конъюнктурой рынка. Достаточно простые
одно- и двухцилиндровые двухтактные двигатели стремительно вытеснялись
многоцилиндровыми четырехтактными. Жидкостное охлаждение,
многоклапанные механизмы газораспределения с изменяемыми фазами,
электронные бесконтактные системы зажигания и впрыска топлива стали
внедряться на серийные мотоциклы. Практически во все системы мотоцикла
проникли микропроцессоры.
Несмотря на усложнение конструкции,
весовые показатели мотоциклов улучшились благодаря широкому применению
пластмасс и материалов, ранее применявшихся в авиакосмической
промышленности: магния, титана, кевлара. Появились рамы сложной
пространственной формы, изготовленные из алюминиевых сплавов. Подвески
стали иметь не только лучшие характеристики по гашению колебаний, но и
приобрели большой диапазон регулировок. Возросшим динамическим
показателям мотоциклов и скоростям (так, в начале XXI века серийные
мотоциклы преодолели барьер скорости в 300 км/ч) стали соответствовать
более эффективные дисковые тормоза и антиблокировочные системы.
Но
прогресс коснулся не только конструкции мотоцикла. Применение
компьютеров и новейших технологий во всех сферах производства, от
проектирования до изготовления деталей, сократило время подготовки
новых моделей в десятки раз. Таким образом, у ведущих мировых
мотоциклетных заводов появилась возможность обновлять модельный ряд
несколько раз в год.
Возникли направления в конструкциях
мотоциклов, различия между которыми определяются по трем критериям:
назначению машины, ее компоновке и дизайну. Правда, в странах с большой
численностью населения и низким уровнем жизни (Китай, Индия, Вьетнам,
страны Латинской Америки и др.) сохранилось утилитарное отношение к
мотоциклу. Эксплуатируемые в этих странах машины (рабочим объемом
двигателя до 400 см3) в своей массе составляют около 3/4 мирового парка
мотоциклов. Однако по своему техническому уровню они отстают на
несколько десятилетий от продукции ведущих мотоциклетных фирм.
В
настоящее время в мире ежегодно производится около 35 миллионов
различных мотоциклов. Крупнейшие производители — Китай и Индия (более
100 мотозаводов, работающих в основном по японским лицензиям), Япония
(«Кавасаки», «Сузуки», «Хонда», «Ямаха»), Южная Корея («Делим», «Хесон»
и др.). США имеет только одного крупного мотопроизводителя (не считая
сборочных заводов) — это «Харлей-Дэвидсон». Кроме того наращивает
выпуск мотоциклов «Виктория» концерн «Поларис». В Европе делают
мотоциклы в Италии («Априлия», «Бенелли», «Джилера», «Дукати»,
«Каджива», «МВ-Агуста», «Мото-Гуцци», «Пьяджо», «Хускварна» и др.),
Германии (БМВ, МЦ), Австрии (КТМ), Великобритании («Нортон»), Швеции
(«Хусаберг»), Чехии («Ява»). В России в настоящее время работают три
мотозавода: «ЗиД» (г. Ковров), «Ижевские мотоциклы» (г. Ижевск) и
«ИМЗ-Урал» (г. Ирбит), их общий годовой выпуск не превышает 30 тыс.
единиц. Кроме того, существует мотопроизводство на Украине («Днепр») и
в Белоруссии («Минск»).
Материалы взяты из мультимедийного курса "Учебник водителя Вождение и обслуживание мотоцикла"