Главная
 
MClubСуббота, 20.04.2024, 03:31



Приветствую Вас Пешеход | RSS
Главная
Меню сайта

Категории каталога
Основы управления [11]
Разное [2]
Устройство мотоцикла [16]

Главная » Статьи » Мото раздел » Устройство мотоцикла

Электрооборудование, источники тока
Источники тока

Источниками тока на мотоциклах служат генератор и аккумуляторная батарея — они превращают, соответственно, механическую и химическую энергию в электрическую. Потребителями тока являются системы зажигания, освещения и сигнализации, а также устанавливаемые на многие мотоциклы электростартер, электровентилятор системы охлаждения двигателя и другие вспомогательные приборы.

Аккумуляторная батарея обеспечивает током потребители (в том числе пуск электростартером), когда двигатель мотоцикла не работает. При этом батарея разряжается; ее заряд происходит во время работы двигателя за счет тока, поступающего от генератора.

Состоит батарея из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно. Поскольку на абсолютном большинстве мотоциклов применяется электрооборудование, рассчитанное на напряжение 12 В (вместо устаревшего на 6 В), число аккумуляторов равно шести при напряжении каждого элемента около 2 В. Широко распространены свинцово-кислотные аккумуляторы, у которых пластины в виде свинцовых решеток, заполненных активной массой, расположены в корпусе (банке), залитом сернокислотным электролитом. Пластины отделены друг от друга сепаратором из химически инертного материала, позволяющего электролиту и электрическому току проникать сквозь него.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея



1 — положительный токоотвод (пластина из свинца);
2 — положительный электрод;
3 — пластина в конверте-сепараторе;
4 — отрицательный токоотвод;
5 — отрицательный электрод;
6 — блок положительных электродов;
7 — межэлементное соединение;
8 — крышка батареи;
9 — корпус из кислотоупорного материала, заполненный электролитом;
10 — выводные клеммы;
11 — блок электродов в сборе;
12 — блок отрицательных электродов

Для нормальной работы свинцово-кислотного аккумулятора полости его банок должны сообщаться с атмосферой, поскольку при заряде выделяются газы; кроме того, часть воды из состава электролита может выкипать. Такие батареи нуждаются в контроле уровня электролита и его плотности. В настоящее время получают распространение так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи.

Количество электрической энергии, которую может выдать потребителям полностью заряженная аккумуляторная батарея, называется ее емкостью и измеряется в ампер-часах. Энерговооруженный мотоцикл с большим рабочим объемом двигателя и оснащенный электростартером, нуждается в батарее емкостью 14–20 А•ч и более, в то время как для мотоцикла без электропуска вполне достаточно батареи емкостью 4–9 А•ч.

При работе двигателя питание потребителей электрическим током и заряд аккумуляторной батареи осуществляет генератор. Принцип его действия основан на явлении электромагнитной индукции — при пересечении магнитного поля витком провода в последнем возникает электрический ток. Магнитное поле создается либо постоянными магнитами, либо электромагнитом, обмотку которого называют обмоткой возбуждения генератора. В любом генераторе различают два узла: подвижный — ротор и неподвижный — статор. Мощности генераторов современных мотоциклов различны: 90 Вт («Минск», «Сова»), 140 Вт («Иж»), 420 Вт («Урал-Волк»), у зарубежных моделей встречаются и более мощные генераторы.

Существует два типа генераторов: постоянного тока (динамо) и переменного тока (альтернатор).

Генераторы постоянного тока — коллекторные машины, они из-за низкой удельной мощности в настоящее время на мотоциклах не применяются. Исключение составляет генератор «Тулы» и «Муравья», где он одновременно выполняет роль электростартера (такой комбинированный узел называется династартером).

Генераторы переменного тока отличаются количеством фаз (одно- и трехфазные), способом образования магнитного поля (постоянными магнитами или электрическим током) и видом ротора. В однофазных генераторах переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов на статоре расположено несколько катушек, соединенных последовательно или группами по две катушки. Обычно одна группа катушек питает систему зажигания, другая — через выпрямитель и регулятор напряжения — все остальные потребители тока (в том числе подзаряжает аккумуляторную батарею). При этом напряжение, подводимое к цепи системы зажигания, не выпрямляется и может быть более 12 В (например, порядка 160 В у мотоциклов производства ЗиД).

Однофазный генератор переменного тока с возбуждением от постоянного магнита



а — возникновение электрического тока в магнитном поле;
б — устройство альтернатора «Сова»;
1 — ротор с постоянными магнитами;
2 — статор;
3 — обмотки освещения;
4 — обмотки системы зажигания

В трехфазных генераторах переменного тока с возбуждением от электромагнитов ток из обмоток, расположенных на статоре и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник», подается к выпрямителю и затем поступает к потребителям, в том числе к системе зажигания. Выпрямитель (обычно в виде «моста» на шести диодах) может быть как встроенного типа («Урал»), так и в виде отдельного блока («Иж»).

Трехфазный генератор переменного тока с возбуждением от электромагнита («Иж-Юпитер-5»)



1 — выпрямитель и регулятор напряжения (БПВ-14-10);
2 — ротор;
3 — статор с обмотками;
4 — щетки;
5 — кулачок контактной системы зажигания;
6 — контакты системы зажигания

Ротор часто изготавливают в виде монолита с расположенными внутри постоянными магнитами. Существует две разновидности таких генераторов, различающихся взаимным расположением катушек статора и ротора. У одних генераторов ротор расположен внутри статора («Сова»), у других — вне его («Иж-Планета-5»); последнюю разновидность называют генератором маховичного типа, или маховичным.

Маховичный генератор переменного тока («Иж-Планета-5»)



1 — статор с катушками, закрепляемыми на крышке картера;
2 — маховичный ротор с постоянными магнитами;
3 — магнит датчика системы элетронного зажигания;
4 — датчик

Чаще всего генераторы устанавливают внутри картера, причем ротор непосредственно закреплен на цапфе коленчатого вала. У некоторых мотоциклов («Урал», «Днепр») генератор имеет отдельный корпус и приводится от коленчатого вала посредством шестерен.

Трехфазный генератор переменного тока мотоцикла «Урал-Волк»



а — установка на двигателе (привод осуществляется шестернями от ГРМ);
б — деталировка;
1 — задняя крышка;
2 — корпус с обмотками, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения;
3 — ротор с обмоткой возбуждения;
4 — передняя крышка с подшипником и вентилятором

Широко распространена конструкция генератора переменного тока с возбуждением от электромагнитов, в которой ротор выполняют разборным, состоящим из двух клювообразных полюсных наконечников и обмотки возбуждения внутри. В последнем случае ток к обмотке подводится через две медно-графитовые щетки, скользящие по контактным кольцам ротора.

«Клювообразный» ротор («Иж-Юпитер-5»)



1 — контактные кольца;
2 — полюсные наконечники («клювы»);
3 — обмотка возбуждения;
4 — щетки

У генераторов любого типа с ростом частоты вращения коленчатого вала увеличивается вырабатываемое напряжение. Для его ограничения применяют разного рода полупроводниковые регуляторы. У генераторов с обмотками возбуждения регуляторы напряжения управляют током в этих обмотках (блок БПВ-14-10 мотоциклов «Иж»): как только напряжение становится выше нормы (14 В), регулятор уменьшает ток, идущий через обмотку возбуждения.

Схема цепи с трехфазным генератором переменного тока с возбуждением от электромагнита («Иж-Юпитер-5»)



1 — замок зажигания;
2 — регулятор напряжения и выпрямитель БПВ-14-10;
3 — обмотки генератора;
4 — контакты прерывателя;

5 — генератор с прерывателем;
6 — предохранитель;
7 — аккумуляторная батарея;
8 — потребители тока

В генераторах с постоянными магнитами стабилизатор ограничивает ток, подаваемый к потребителям, рассеивая излишки энергии в виде тепла (БКС мотоциклов производства ЗиД).

Схема цепи с однофазным генератором переменного тока с возбуждением от постоянного магнита («Сова»)



1 — замок зажигания;
2 — блок коммутации- стабилизации (БКС); обмотки зажигания;
3 — статор генератора;

4 — ротор с постоянными магнитами;
5 — потребители тока

Генераторы с постоянными магнитами, в отличие от генераторов с обмоткой возбуждения, для начала работы не нуждаются во внешнем источнике тока (аккумуляторе). Однако по действующим в Европе нормам мотоцикл должен иметь стояночный свет (при неработающем двигателе), поэтому там мотоциклы и с такими генераторами оборудуют аккумуляторными батареями. В России подобных требований нет, и в состав электрооборудования некоторых мотоциклов (семейства «Минск» и ЗиД) батарея не входит. Все приборы освещения и сигнализации в таких случаях потребляют переменный ток.

Основная неисправность генераторов — малый вырабатываемый ток (или вообще прекращение работы) — возникает из-за ухудшения контакта в щеточном узле, обрыва обмоток или ослабления (окисления) наконечников проводов. Аккумуляторная батарея (кроме необслуживаемой) теряет емкость при нарушении уровня и плотности электролита, окислении выводных штырей и наконечников проводов. К неисправностям регуляторов напряжения относится поддержание слишком низкого или высокого напряжения в сети.

Категория: Устройство мотоцикла | Добавил: pan (12.11.2007) | Автор: www.zr.ru
Просмотров: 45656 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 4.3/14 |
Всего комментариев: 13
13 воха  
0
як підключити камутатор без фішок jeda

12 ден  
0
Всем привет с дального севера есть такая проблема вот иж мозги Е* не хочет работать или заводится с раза 15 на малых не работает на больших на двух потом на один переходит не может ли быть дело в сальниках или карб какие причины могут быть вот на днях поставить хочу новое зажику вместе с ротором и новыми бабинами если не будет работать в утиль его.СПАСИБО ЗАРАНЕЕ

10 dimon  
0
почему когда включаешь габариты на днепре, тускло загорается стоп сигнал, днепр 11 с люлькой, кто знает скиньте на ящик dmitrij1490@mail.ru

11 pan  
0
Такие эффекты как правило вызваны плохими контактами, проверь контакты (зачистить от ржавчина и окислов), а также наличие массы.

9 МАКС  
0
Як зробити зарядку з електронного генератора на акамулятор умотоциклі "Минск"

8 roker  
0
а зачем тебе на восходе акомулятор вообче

5 жека  
0
у меня на восходе генератор с совы, есть у когото схемка как зделать чтобы шла зарядка на акамулятор?
сбросьте на ящик shalynne@rambler.ru

6 mclub  
0
У тебя на Восходе есть аккамулятор? wacko

7 mclub  
0
Ну если ты сам его туда поставил, тогда возникает небольшая проблемка: твой генератор вырабатывает переменный ток, а батарее нужен постоянный ток.
Вощем если тема интересна можем поднять ее на форуме, придумать как нормально подсоединить батарею к электро-системе восхода не проблема.

3 Володя  
0
а як підключити іншого регулятора напруги (на фішку)

4 mclub  
0
Звеняй, не разобрал вопрос, будь ласка, поподробнее smile

2 pan  
0
Это тебе нужен преобразователь для твоего аккумулятора. Ну или заколхозить сопротивление, достаточно мощное, сопротивление подобрать по замеру напряжения и диод для подачи напруги от аккумулятора в систему.
А если понизить напряжение БПВ то у тебя вся электрика перестанет работать и свет будет тусклый.

1 dmitr  
0
а как уменьшить напряжение бпв под необслуживаемый аккум.я уже 4 штуки сжег.помоги пожалуйста.icq230233099 мыло veteran-xr250@mail.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MClub © 2024
Хостинг от uCoz